Директор ипотечного отделения ГК «МИЦ» Константин Шибецкий рассказал порталу Novostroy-M.ru о последствиях повышения ставок «Сбербанком» и перспективах развития ипотеки.
Константин, крупные банки подняли ставки по ипотеке. Например, «Сбербанк» повысил до 13%. С чем это связано? Как отреагирует рынок?
Все мы помним, что начало этого года на рынке недвижимости было нетипично активным для этого периода времени. Причиной тому послужила экономическая и политическая ситуация в стране и мире, отзыв лицензий у ряда банков, колебания на валютном рынке. В попытках сохранить имеющиеся сбережения, люди вкладывали деньги в квадратные метры. Те же, кто ранее откладывал покупку квартиры, в итоге принимали положительное решение. Покупательская активность послужила причиной и роста объемов ипотечного кредитования. В итоге ряд банков выполнил намеченные планы по количеству выданных кредитов и сделал неплохой задел на будущее, что и дало им возможность незначительно скорректировать размер процентной ставки в расчете на дополнительную прибыль.
Все ли банки последуют этому примеру? Где потребителю искать более дешевый продукт?
Совсем не обязательно, что остальные игроки начнут поднимать ставки. Скорее наоборот, ряд банков среднего звена сейчас запускают интересные предложения на летний период времени, пытаясь привлечь дополнительных клиентов. В качестве примера можно привести программу «Новостройка» от «Связь-Банка», по условиям которой при первоначальном взносе более 20% размер процентной ставки на весь срок кредитования составляет 11,99%. Кроме того, теперь отменяются повышающие коэффициенты за качество кредитной истории, срок кредита и форму подтверждения доходов. Еще один пример – «Промсвязьбанк», который продлил действие своей программы. По ее условиям процентная ставка составляет 11,9% на весь период кредитования, минимальная сумма первоначального взноса – 15%, срок кредитования – до 25 лет.
Долго ли маленькие банки смогут выдавать более привлекательную ипотеку по сравнению с лидерами этого рынка? В чем их выгода здесь?
Предлагая более выгодные условия, такие банки привлекают дополнительных клиентов и увеличивают свои объемы кредитования. Насколько долго будут действовать интересные предложения, зависит от общей ситуации на рынке. Если остальные банки начнут менять размер процентной ставки, мелким игрокам на рынке придется также изменить условия. Скорее всего, к моменту начала сезона деловой активности ситуация незначительно изменится в худшую для заемщиков сторону. Объясняется это тем, что условия фондирования для банков на сегодняшний день не очень выгодные, соответственно, демпинговать долгое время у них не получится.
Что выбирать потребителю? Насколько важен бренд банка?
Как правило, бренд банка не имеет никакого значения, в первую очередь заемщики обращают внимание на условия кредитования и технологию совершения сделки. Дополнительно можно отметить еще один фактор – взаимосвязь ипотечного продукта с объектом приобретения. То есть, если покупатель нашел интересный объект, ему лучше оформить кредит в том банке, который уже аккредитовал данную новостройку.
Какие самые интересные и выгодные программы есть сейчас у вас?
Несмотря на увеличение процентной ставки, программа «Сбербанка» «13-13-30» продолжает пользоваться популярностью. Из имеющихся ипотечных продуктов на объектах ГК «МИЦ» можно отметить программу от «Локо-банка». Ипотечный кредит можно получить без первоначального взноса, а размер процентной ставки при официальном доходе составляет 12,85%. Интересное предложение есть у «Газпромбанка». Согласно условиям, минимальный первоначальный взнос - 20%, срок кредита до 30 лет, размер процентной ставки - 12,25%.
Как вы думаете, что важно ипотечному потребителю? Какие программы максимально соответствуют их потребностям? Что могли бы учесть банки дополнительно?
В первую очередь потребитель заинтересован оформить кредит на интересных, выгодных для него условиях. Его волнует размер процентной ставки, величина первоначального взноса и ежемесячный платеж. Потребности у всех клиентов разные, соответственно каждый ипотечный продукт ориентирован на определенного клиента. То, что покажется привлекательным одним заемщикам, других может не устроить.
Практика показывает, что те банки, которые имеют наибольшее количество аккредитованных объектов, фиксируют наибольшие объемы выданных кредитов. Соответственно банкам следует учитывать ситуацию на рынке новостроек, отслеживать выход новых проектов и расширять список аккредитованных объектов.
Стоит ли бояться ипотеки? Почему на рынке остается некая настороженность к этому продукту?
Основная причина, почему не все готовы пользоваться ипотечными кредитами – это нежелание людей переплачивать. С учетом того, что в нашей стране размер средней процентной ставки на порядок выше, чем в Европе и США, размер переплаты за пользование кредитом может достигать 300% от самого размера кредита. Соответственно, не всех такая ситуация устраивает.
Вместе с тем, для многих ипотека остается единственным возможным способом улучшить жилищные условия. С каждым годом темпы роста объемов ипотечного кредитования увеличиваются. Так, по отдельно взятым объектам ГК «МИЦ» доля ипотечных сделок уже составляет 50%.
Ваш прогноз будущего этого рынка.
Рынок ипотечного кредитования продолжает активно развиваться. Развитие происходит главным образом за счет роста кредитования строящегося жилья. О спаде или замедлении темпов роста говорить не приходится. Пока существует стабильный спрос на недвижимость, ипотека будет востребована. Безусловно, хотелось бы ожидать снижения ставок, но в силу существующей экономической и политической ситуации в стране, рассчитывать на это в ближайшее время не стоит.
Дата публикации 17 июля 2014