Строительство в столице не исчерпывается сотнями жилых новостроек: в последние годы москвичи видят, как изменяются общественные пространства: парки, площади, пешеходные улицы — и появляются новые. Москва находится в глобальном тренде, уверена преподаватель архитектурной школы МАРШ, практикующий архитектор Надежда Нилина, и рассказывает о мировом опыте.
Парк культуры и отдыха им. М. Горького
Я расскажу о примерах создания общественных пространств в Нью-Йорке, Париже, Торонто, Мадриде и Лос-Анджелесе, хотя основной фокус будет на Нью-Йорке. Вот те тренды, которые я наблюдаю в мире и в Москве. Все они не новые, большинство появились в 60-е годы.
Поворот, возврат к воде — это связано с деиндустриализацией прибрежных территорий по всему миру.
Знаковые проекты наряду с огромным количеством проектов «на каждый день» — это благоустройство небольших территорий, контроль за движением на улицах, строительство более удобных остановок общественного транспорта. Это те небольшие пространства, из которых, собственно, и складывается наша жизнь. И многие города расставляют приоритеты между большими и микропроектами примерно пятьдесят на пятьдесят. Так, Нью-Йорк последние годы уделяет им одинаковое внимание.
Большой тренд, который продолжается Восточной Европе в течение последних десяти лет, — это рекламация индустриальных пространств.
Очень внушительный тренд — инфраструктурно-ландшафтный урбанизм. Я покажу проекты, которые связаны в основном именно с этим трендом. Он невероятно затратный и имеет свою историю. Такого рода мода возникла в США в 30-е годы: во время Депрессии была создана компания Works Progress Administration, которая вкладывала государственный бюджет в создание больших инфраструктурных проектов, в том числе проектов общественных пространств. Большинство общественных пространств, которые есть сейчас в Нью-Йорке, были созданы в результате именно этой программы и ее последователей.
Последний тренд, который виден в мире и особенно в Северной Америке, — это большое число участников проекта. Власть плюс общественность и частный капитал.
«Уровень целования в общественных местах поднялся до опасных пределов»
Недавно на сайте The Project for Public Spaces была опубликована газетная статья. В связи с предстоящими выборами мэра в Нью-Йорке идут дебаты, связанные с тем, что Майкл Блумберг создал огромное количество общественных пространств, которые выкраивались из территорий, прежде принадлежавших автомобилям. Самый большой вопрос — будет ли преемственность его политики или новый мэр тут же отменит все решения, дороги начнут снова расширяться, и все эти общественные пространства, которые были «украдены» у транспорта, ему будут возвращены?
Так вот, в статье говорится следующее: «Ссылаясь на официальные сведения о том, что уровень целования в общественных местах поднялся до опасных пределов, мэр города Нью-Йорка Майкл Блумберг предложил меры, лимитирующие длину «публичного показа привязанности» в интересах общественного здоровья. Блумберг признался, что безудержные поцелуи можно объяснить как непреднамеренное последствие улучшения общественных пространств, которые было центральным приоритетом его собственной политики». (Статья опубликована 1 апреля. — Прим. ред.)
Конечно, Нью-Йорку далеко до Парижа, который с начала XX века был прославлен как самый романтический город и по сей день отстаивает такую репутацию. Там никому в голову не придет ограничивать минуты поцелуя — это чисто американская пуританская традиция. Несмотря на уже устоявшуюся репутацию, Париж стремится поддерживать и обустраивать общественные пространства. И без того хорошо всем известные парижские набережные продолжают улучшаться. В том числе летом там устраивается временный пляж.
Надо сказать, что временные проекты имеют очень большое значение. Известный проект — набережная в Торонто, выполненная компанией West 8. Однако мало кто знает, что параллельно набережной находилась широкая магистраль. Этот хайвей практически перерезал город, создавал барьер на подходе к самой набережной и воспринимался крайне негативно. В 2006 году West 8 предложила совершенно радикальную идею: вместе с трансформацией набережной трансформировать этот хайвей в городской бульвар. Никто не мог поверить, что это возможно, вся эта идея воспринималась как бред городского сумасшедшего, тем не менее город согласился попробовать провести несколько фестивалей и закрыть эту улицу, чтобы посмотреть, что будет происходить с трафиком. Конечно, в первый раз это было в выходной день, но после этого было проведено несколько фестивалей, и жители Торонто очень быстро поняли, что на самом деле это может быть не большой хайвей, а нормальная городская улица и бульвар.
Набережная в Торонто, проект West 8
Вообще возвращение к реке — это еще один мировой тренд, возникший благодаря деиндустриализации прибрежных районов. Во многих городах идут работы по очищению воды. Так, в Бостоне река была очищена до такого состояния, чтобы в ней можно было плавать. В Копенгагене был сделан отдельный бассейн, тем не менее это не единственное место, где люди плавают.
Похожий проект под названием + POOL в Нью-Йорке предусматривает не только возможность поплавать в бассейне: сам этот бассейн очищает воду в реке. Надо сказать, что идея устройства бассейна в реке не новая — это скорее возвращение к истории. В Нью-Йорке было в начале XX века более 20 купален и бассейнов в реке.
+ POOL в Нью-Йорке
Многие проекты по обустройству общественных пространств не требуют очень больших вложений. Вот излюбленное место парижан — канал Сан-Мортан, который в последние годы был освещен заново. План освещения был сделан архитекторами и оказался не очень затратным, но очень успешным.
Канал Сан-Мортан в последние годы был освещен заново
Возвращение к реке происходит не только за счет снятия барьеров на подходе к реке, но и за счет снятия барьеров с самой реки. Довольно известен в Америке пример города Провиденс в штате Род-Айленд. Планировщики перекроили всю транспортную систему этого небольшого города ради того, чтобы открыть реку, которая была в бетонном тоннеле. Проект задумывался довольно долго, но был реализован стремительно, и за несколько лет река стала излюбленным местом отдыха целого штата.
Другой известный ландшафтно-инфраструктурный проект Big Dig, когда 6 км шоссе, напротив, убрали в тоннель, и вся поверхность была отдана под общественное пространство. Проект реализован, и, несмотря на то, что он вышел из бюджета более чем в пять раз, он тем не менее считается удачным. Потребовалось 30 лет на его реализацию, зато сейчас в последние годы наблюдается стремительный возврат инвестиций.
Еще один ландшафтно-инфраструктурный проект компании West 8 в Мадриде: 20 км шоссе убирается в тоннель и создается пространство для жителей.
Проект Hight Line в Нью-Йорке уже работает сам против себя. Он стал таким популярным с момента открытия, что многие местные жители жалуются, что в парке стало слишком много людей, и в нем уже стало невозможно делать пробежки. К счастью, в Нью-Йорке политика Блумберга и в какой-то степени Джулиани до него привела к созданию такого количества общественных пространств по всему городу, что место есть для каждого. Так, Джулиани отдал значительную часть Таймс-Сквер под общественное пространство, в котором происходит все что угодно, включая классы йоги.
Джулиани отдал значительную часть Таймс-Сквер под общественное пространство
И еще несколько больших значимых нью-йоркских проектов. Fresh Kills — большой созданный человеком холм, на месте, где находилась городская свалка. Она была закрыта в 99-м году и превращена в парк. Первая фаза уже практически открылась.
Fresh Kills в Нью-Йорке
Проект Governors Island — бывшая военная база, где теперь строят парк. Кстати, холмы на этом проекте строятся из земли, которая при постройке новой линии метро.
Governors Island в Нью-Йорке
Самый большой, пожалуй, нью-йорский проект — это строительство «зеленого кольца» вокруг всего города. Надо сказать, что в Нью-Йорке такие проекты находятся не только в центре, они распространяются и на все пригороды.
На территории бывшего порта в Бруклине теперь парк, три фазы его строительства уже реализованы. Карусель для парка была подарена женой бизнесмена, владеющего самым большим количеством земли на территории Вильямсбурга и практически оплачивающего строительство этого парка.
Фото: ppl.org, west8.nl, govislandblog.com
Дата публикации 11 сентября 2013