Несколько десятилетий назад ни о каких планировочных решениях не думали ни застройщики, ни покупатели. Всем было понятно, что такое квартира в «хрущевке» - маленькая кухня, где еле-еле можно было развернуться, такие же скромные по метражу комнаты. @@ За квартирой в «сталинке» скрывались высокие потолки, шикарные виды из окна, по-своему это считалось элитным жильем.
«Серьезный импульс разработке новых планировочных решений отрасль получила в конце 90-х годов, - отмечает Сергей Лядов, пресс-секретарь инвестиционно-девелоперской компании «Сити-XXI век». - Например, в панельных сериях П44-Т, П-3М, КОПЭ были значительно улучшены потребительские свойства квартир по сравнению с возводимыми ранее домами – появились эркеры, кухни 9-12 кв. м, раздельные комнаты в многокомнатных квартирах, высота потолков достигла уровня 2,7 м, появились разнообразные цветовые решения фасадов».
Потом площадь квартир стала расти. «Однушки» можно было найти уже не только по 33 кв.м., но и все 50 кв.м. и даже 55 кв.м. «Двушки» выросли с 55 кв.м. до 80 кв.м., а «трешки» до 95 кв.м. Жить стало просторнее.
В 2000-х годах на рынке недвижимости стала зарождаться сегментация, появилось деление на эконом-жилье и бизнес-класс. Последний отличался очень просторными планировками квартир 200-250 кв.м., в которых было по нескольку санузлов. Это был своеобразный прорыв. Жилье постепенно перестало быть просто типовыми квадратными метрами, оно становилось индивидуальным.
Появились такие термины как зонирование, инсоляция. Не требовательный ранее покупатель стал придирчивей и внимательней выбирать жилье. Сегодня объявления о продаже квартир пестрят разнообразными эпитетами в описаниях жилых комплексов. Покупатель уже искушенный и точно понимает, какой метраж квартиры ему нужен, с отделкой или без и сколько он готов идти от дома до метро.
Грамотное соотношение
Локация – не менее важная составляющая успешного жилого комплекса. Именно она и задает квартирографию. Если застройщику повезет приобрести земельный участок в центре города – глупо строить там панельный дом с крошечными кухнями. Понимая это, застройщик попытается выжать максимальную пользу из местоположения, возведя шикарный элитный дом, просторные квартиры в котором разберут как горячие пирожки.
Однако современная квартирография – это не только просторное жилье. Это, прежде всего, грамотное соотношение одно-, двух- и трех-комнатных квартир. «Квартирография занимает значительную часть того периода времени, когда идет работа над проектом, - отмечает Сергей Лядов. - Это результат труда большого количества людей, к которым относятся как сотрудники различных департаментов компании (коммерческого департамента, инвестиционного департамента, департамента управления проектами, департамента маркетинга и рекламы), так и специалисты партнерских компаний: консультантов, проектировщиков».
Квартирография всегда разрабатывается застройщиком под конкретный объект, но помимо этого маркетологи стараются «предвидеть» покупательские предпочтения в будущем, чтобы понимать, какого метража и комнатности будут популярны квартиры в ближайшем будущем. Как отмечает директор департамента новостроек АН «Бекар» Эльдар Султанов, процесс создания квартирограммы зависит от текущего спроса на рынке и прогнозов на 1,5-2 года.
Настоящий прорыв
Действительно спрос и локация формирует актуальную квартирографию. Интересна история возникновения квартир-студий. «Студии на российском рынке – чисто Петербургская особенность, - считает Светлана Попова, аналитик «БФА-Девеломпент». - Они завоевали свое место на рынке в начале 2000-х годов. Для изобилующего коммунальными квартирами Петербурга такая квартира казалась настоящим прорывом. В Москве студии начали появляться только недавно».
Студии стали невероятно востребованными особенно в 2008-2009 годах, когда разразился мировой финансовый кризис. С одной стороны, люди хотели вложить деньги в недвижимость, пока они окончательно не обесценились, с другой - на квартиры большого метража уже не хватало, поэтому студии и «однушки» были на пике популярности. К тому же, такие форматы - прекрасное стартовое жилье для тех, кто только начинает свой жилищный путь, а снимать квартиру не хочет.
Сейчас студии тоже быстро находят своего покупателя и долго не «залеживаются». К тому же квартиры небольшого метража – это, прежде всего, инвестиционное жилье. Учитывая это, застройщики всегда закладывают большое количество квартир-студий и «однушек», а вот трех- и, тем более, четырехкомнатные квартиры в объектах эконом-класса – большая редкость.
Изюминкой именно московской квартирографии можно считать – евроквартиры. Они появились совсем недавно на рынке недвижимости, но уже достаточно востребованы. Как рассказал Сергей Лядов, в Миниполисе Радужный, который возводится в городе Видное Московской области, компания Сити 21 век уже использовала этот новый формат жилья. Это двухкомнатные квартиры общей площадью от 44 кв.м до 51 кв.м.
«Квартиры европейского типа уже стали удачным решением жилищного вопроса, прежде всего, для молодых семей, планирующих жить самостоятельно, - отмечает Сергей Лядов. - Общая площадь такой квартиры подразумевает специальную планировку – совмещение кухни с гостиной. По цене такая квартира сопоставима со стандартной однокомнатной. Но у нее есть очевидное преимущество: покупатель наряду с кухней получает дополнительное жилое пространство, которое можно организовать по собственному усмотрению, в частности, перепланировать в полноценную двухкомнатную квартиру».
Вместо выводов
Определенная часть советской квартирографии сегодня уходит в прошлое. Скоро на карте Москвы и области не останется таких домов как «хрущевки». На данный момент застройщики их активно сносят, а на освободившихся территориях возводят современное монолитное жилье. К этому можно относиться по-разному, но факт остается фактом: «хрущевки» вскоре станут ретро, и узнать об этом формате жилья можно будет только из специальной литературы.
Сейчас квартирография подчинена не только спросу. Прошли те времена, когда строили и продавали исключительно квадратные метры. Сегодня продают образ жизни, не случайно Московский регион занимает лидирующие позиции по комплексному строительству. Квартирография становится все более продуманной и индивидуальной. Застройщики понимают, что это единственный путь к успешным продажам.
Дата публикации 06 марта 2012