На Новой Басманной в конце XIX столетия появился шикарный особняк купца Стахеева, ставшего, согласно предположениям, прототипом знаменитого Кисы Воробьянинова. В этом доме находился его тайник, который сыграл свою роль в благоустройстве столицы.
Новая Басманная
Новой эта улица называется не случайно — недалеко расположена Старая Басманная, по которой Алексей Михайлович ездил в свою резиденцию Преображенское. Но Петр I выбрал другой путь — он добирался до усадьбы отца по дороге, где жили иностранные офицеры его полков. Примерно в то время и была основана сама улица.
Когда столица государства переехала в Санкт-Петербург, покинули Москву и офицеры. Тогда на Новой Басманной поселились купцы. А к концу XVIII века их вытеснили представители дворянства и аристократии.
В 1742 году князь Куракин построил на улице богадельню. Позже недалеко от нее вырос масштабный дворец. Также значительный вклад в архитектурный облик Новой Басманной внесли Демидовы, владевшие здесь обширными территориями.
Здание нынешней Басманной больницы принадлежало князьям Голицыным. Иногда его называют «несгораемым», поскольку оно единственное здесь уцелело в пожаре 1812 года.
Поскольку Новая Басманная расположена в центральной части столицы, этот район признается одним из лучших для проживания в городе. Тем более, что здесь находится сад им. Баумана.
Церковь, спроектированная самим Петром
Согласно легенде, внешний вид храма апостолов Петра и Павла, построенного изначально из дерева в 1695 году, придумал Петр I. Отдав архитектору чертежи, царь повелел возвести на месте деревянной каменную церковь. Работы стартовали в 1705 году, но были приостановлены также по инициативе Петра Алексеевича — государь запретил каменное строительство в городе. Завершить храм получилось только в 1723 году.
Сегодня церковь представляет собой редкий памятник петровского барокко в Москве, широко применявшегося для постройки зданий в Санкт-Петербурге.
Воробьянинов на Новой Басманной
В 1898 — 1899 годах на Новой Басманной выкупил участок золотопромышленник, купец и меценат Николай Дмитриевич Стахеев. Роскошное строение рядом с парком на территории бывшей усадьбы Голицыных (ныне сад им. Баумана), обошлось ему в весьма крупную сумму — миллион рублей. Нужно отметить, что купец вообще жил на широкую ногу — объездил множество стран, любил играть в казино, возводил в Москве особняки и доходные дома.
В начале 1910-х Стахеев перебрался во Францию, а после революции все его имущество, конечно, было национализировано.
Ходили слухи, будто в его особняке на Басманной имелся тайник с драгоценностями, поэтому в 1918 году меценат, истратив все свое состояние, вернулся на родину за сокровищами. Однако забрать их он не успел, его задержали дружинники.
На допросе у Дзержинского Стахеев предложил выгодную сделку — в обмен на спрятанное богатство он хотел получить свободу и пенсию. Если верить рассказам, основатель ВЧК согласился — Николю Дмитриевичу до конца жизни выплачивали пособие, а на часть его драгоценностей был построен Дом Культуры железнодорожников на Комсомольской площади.
Эту историю узнали журналисты Ильф и Петров. Спустя несколько лет после того, как они взяли интервью у мецената, на свет вышло их бессмертное произведение «Двенадцать стульев».
Между прочим:
Читайте в предыдущем выпуске о Волхонке и Храме Христа спасителя
Дата публикации 22 апреля 2014