Подмосковный рынок новостроек в 2015 году пережил краткосрочную «кому» — в январе-феврале, когда фактически прекратилась выдача жилищных кредитов. А в марте, с запуском программы государственной поддержки ипотеки, получил шанс на выживание — правда, на заметно изменившихся условиях, продиктованных экономическим кризисом.
Эксперты ГК «Лидер Групп» назвали 10 ключевых тенденций развития первичного рынка жилья Московской области по итогам текущего года.
Тенденция 1 — Падение покупательского спроса
По данным ГК «Лидер Групп», в первом полугодии 2015 года спрос на первичном рынке многоквартирного жилья Московской области по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в среднем снизился на беспрецедентные 35%. Во втором полугодии снижение к июлю-декабрю 2014-го составило 37%. «Стоит отметить, впрочем, что последний показатель учитывает продажи за финал 2014 года, когда спрос был ажиотажным. Если исключить из расчетов тот «горячий» декабрь, падение спроса во втором полугодии 2015 года в сравнении со вторым полугодием 2014 года составит не более 25%», — поясняет Дмитрий Пантелеймонов, директор департамента маркетинга и продаж ГК «Лидер Групп».
Тенденция 2 — Усиление дифференциации спроса по проектам
«Вторая тенденция — усиление дифференциации спроса по проектам — отчасти противоречит первой, — продолжает эксперт. — В то время как падение объемов продаж в одних комплексах достигало 70% и более, в других оно не превысило и 10%. Покупатель стал избирательнее, и проекты с не лучшими потребительскими характеристиками ощутили это в наибольшей степени. В свою очередь, новостройки, которые продавались «на ура» до 2015 года, оставались без покупателей очень недолго — только зимой, когда еще не было субсидированной ипотеки. Наиболее востребованными в нынешнем году стали классические многоэтажные монолитно-кирпичные ЖК на средней стадии строительства, расположенные в ближайших к Москве городах-спутниках».
Тенденция 3 — Сокращение объемов ввода жилья
Московская область в 2015 году продемонстрировала наибольшее среди регионов России снижение объемов ввода жилой недвижимости: к осени 2015 года оно составило 27% по сравнению с показателем за аналогичный период прошлого года. «Пока официальных данных за весь год нет, но я предполагаю, что годовое падение объемов ввода составит не менее трети, порядка 35-40%. И, с учетом текущей экономической ситуации, в следующем году ждать увеличения темпов строительства не приходится», — комментирует Дмитрий Пантелеймонов.
Тенденция 4 — Изменение сроков реализации проектов
В 2015 году наблюдались серьезные изменения в части сроков реализации проектов, отмечается в материалах ГК «Лидер Групп». «Но не все застройщики имели возможность в текущем году выдержать плановый темп — поток денежных средств, поступавших от граждан и использовавшихся для финансирования строительства, заметно уменьшился, доступность кредитных средств снизилась, собственные ресурсы у многих поиссякли, соответственно, строить в целом стали дольше, - поясняет Дмитрий Пантелеймонов. - В следующем году, вероятнее всего, эта тенденция сохранится.»
Тенденция 5 — Рост доли малокомнатного жилья в структуре предложения
По данным ГК «Лидер Групп», к концу 2015 года доля квартир-студий площадью до 30 кв. м на рынке новостроек ближнего Подмосковья приблизилась к 14%, доля лотов площадью менее 20 кв. м составила 8%. В декабре 2014 года эти показатели составляли 10% и 5% соответственно. Застройщики продолжают выводить на рынок новые ЖК, а также вторые и последующие очереди в уже реализуемых проектах в более мелкой «нарезке». Аналогичная тенденция наблюдалась и в кризис 2008-2009 годов.
Тенденция 6 — Многочисленные акции и дисконтные программы для покупателей
«Нынешний год стал годом распродаж — откровенных и завуалированных — на рынке первичного жилья, пожалуй, всей страны, — отмечает Дмитрий Пантелеймонов. — Скидки, акции, специальные предложения — как ни назови, застройщики прилагали все усилия для того, чтобы «подстегнуть» спрос. Опасной тенденцией стал откровенный демпинг, который, впрочем, быстро «прикрыло» правительство Подмосковья, призвавшее покупателей остерегаться дешевых квартир. Я бы сказал, что «рабочим» — то есть реальным, без обмана и без негативных последствий — дисконтом был дисконт на уровне 10-15%. Немного большие скидки предлагались только в рамках краткосрочных программ, приуроченных к различным праздникам».
Тенденция 7 — Изменение «портрета» покупателя
«Портрет» покупателя жилья в 2015 году также существенно изменился: с рынка новостроек Московской области практически ушли «чистые» инвесторы, то есть люди, приобретающие жилье не для личного пользования. Доля инвестиционных приобретений в общем объеме сделок ГК «Лидер Групп» снизилась с 50% в декабре прошлого года до 10% осенью — в начале зимы года текущего. «Большинство инвесторов реализовало свои планы по вложению денег в недвижимость еще в 2014 году. На протяжении всех месяцев нынешнего года квартиры покупали, в основном, для себя, то есть непосредственно для личного проживания. Из-за этого, кстати, наши клиенты несколько «помолодели» — среди инвесторов доля людей в возрасте старше 40-45 лет традиционно выше».
Тенденция 8 — Рост доли ипотечных сделок
Увеличением доли ипотечных сделок рынок новостроек обязан запуску программы государственной поддержки ипотеки, констатируют эксперты ГК «Лидер Групп». Порядка 75% совершенных в 2015 году покупок квартир в жилых комплексах, возводимых компанией в Подмосковье, стали ипотечными. 97% «ипотечных» клиентов оформили кредиты в рамках банковских программ с субсидированной ставкой. По итогам 2014 года доля сделок с привлечением кредитования составила 60%.
Тенденция 9 — Увеличение сроков принятия решения о заключении сделки
Сроки принятия решения о покупке квартиры в 2015 году существенно возросли. «Обусловлено это тем, что существенная доля покупателей рассчитывала и продолжает рассчитывать на дальнейшее снижение цен, — поясняет Дмитрий Пантелеймонов. — Именно поэтому число обращений в наши отделы продаж по сравнению с прошлым годом почти ежемесячно увеличивалось, а количество сделок оказывалось меньшим. То есть интерес к улучшению жилищных условий по-прежнему высок, но покупатели не торопятся заключать договоры. И это способствует формированию отложенного спроса».
Тенденция 10 — Увеличение спроса на многокомнатные квартиры
«Последняя тенденция в нынешних рыночных и экономических условиях выглядит почти революционно, и, тем не менее, она есть, — утверждает Дмитрий Пантелеймонов. — В то время как жилье малой площади по-прежнему остается самым популярным среди покупателей недвижимости в Подмосковье, интерес к приобретению двух- и трехкомнатных лотов медленно, но увеличивается. Мы объясняем это двумя факторами: первый — абсолютное преобладание на рынке конечных потребителей, которым подчас недостаточно «однушки» и уж тем более студии; второй — ценовая привлекательность жилья большей площади — сейчас его выгодно покупать, так как застройщики предлагают хорошие скидки на многокомнатные квартиры».
Дата публикации 14 января 2016