Согласно российским законам, право на земельный участок и дом необходимо регистрировать официально. Новострой-М рассказывает, как сделать это правильно и в какие сроки, а также о том, что будет, если ничего не предпринимать в течение длительного времени.
Регистрация – это гарантия от государства: чтобы дом не был безымянной «коробкой»
В упрощенном виде по «дачной амнистии»
Общий порядок действий: от участка до крыши над головой
Чтобы стать владельцем загородной недвижимости, недостаточно просто возвести дом на земельном участке. Нужно зарегистрировать и жилое строение, и сам участок в Росреестре. Ведь если на руках нет документов, подтверждающих право собственности, с точки зрения государства этого дома не существует. Соответственно, имуществом нельзя свободно распоряжаться по своему усмотрению.
Оформление жилого дома в собственность связано с определенной бюрократической волокитой, поэтому есть соблазн отложить его «на потом». Но делать этого не стоит. И вопрос не только в том, что за незарегистрированное имущество можно получить взыскание: придется уплатить налог на имущество за 3 года и штраф в размере 20% от получившейся суммы (или 40%, если удастся доказать, что собственник умышленно не регистрировал имущество).
Вот еще несколько причин, почему документы должны быть в полном порядке:
1. Официальное подтверждение права владения имуществом.
Имея на руках одну лишь только выписку из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), можно быть на 100% уверенным в том, что участок и дом не окажутся внезапно в залоге у банка или не будут «подарены» мошенникам по поддельной доверенности. Регистрация – это в первую очередь государственная гарантия прав владельца недвижимости.
2. Право полного распоряжения имуществом.
Без зарегистрированного права собственности на жилой дом не получится его продать, подарить, завещать или сдать в аренду. Также ни один здравомыслящий покупатель не согласится на сделку без подтверждения имущественных прав.
3. Защита от сноса.
Одно из самых опасных последствий отсутствия регистрация права собственности на дом и земельный участок – это признание жилого строения самовольной постройкой. Если строение нарушает установленные нормы, например, расположено слишком близко к забору, находится менее чем в 3 м от границ участка или превышает предельную высоту, то его могут обязать снести через суд. Регистрация – способ доказать, что все построено по закону.
4. Коммуникации и прописка.
Подключить свет, газ и воду к незарегистрированному дому практически невозможно. То же самое касается и постоянной регистрации (прописки). Таким образом, отказавшись от оформления дома в собственность, владелец фактически лишает себя базовых удобств и социальных привязок.
5. Налоги и вычеты.
Платить налог на имущество – это прямая обязанность собственника. При этом только официальный владелец может вернуть часть потраченных средств через имущественный налоговый вычет или получить льготы на оплату коммунальных услуг.
С сентября 2006 года в России действует «дачная амнистия» – так в народе прозвали Федеральный закон №93, который вводит изменения в отдельные законодательные акты и устанавливает упрощенный порядок регистрации домов, построенных до 14 мая 1998 года в границах населенного пункта.
Речь идет о дачах в СНТ, частных домах на участках ИЖС и даже о домах блокированной постройки, которые состоят из нескольких частей, имеют отдельный вход и принадлежат нескольким разным семьям.
Амнистия помогает осуществить регистрацию без лишних уведомлений в органы власти – например, владельцам не нужно сообщать о начале и окончании строительства, получать разрешение на ввод здания в эксплуатацию и иных процедурах. Чтобы оформить право собственности на дом, достаточно технического плана строения, составленного кадастровым инженером, и документов на право собственности на земельный участок.
Дачная амнистия действует до 1 марта 2031 года.
Основанием для регистрации права собственности на дом является:
Собрав все необходимые документы, владелец обращается в Росреестр – онлайн, через МФЦ или путем личного посещения, а после проверки получает выписку из ЕГРН, где он указан в качестве собственника.
Процесс регистрации права собственности на дом и земельный участок зависит от конкретной ситуации и может различаться. Самый распространенный, типовой сценарий – когда есть земельный участок, на котором только что построен дом. В этом случае регистрация проходит в несколько этапов:
Этап 1. Оформление участка: межевание и регистрация в Росреестре.
Если земля еще не оформлена в собственность, то начинать нужно именно с нее. Для этого обращаются к специалисту (кадастровому инженеру, работающему в саморегулируемой организации, сведения о которой имеются в базе Росреестра), который проведет межевание участка, составит его план и подготовит все необходимые документы. Выполнить эту работу самостоятельно не получится.
Пояснение: межевание – это комплекс работ по определению границ земельного участка, его форме, площади и местоположению. Полученные данные вносят в ЕГРН. С 1 марта 2025 года невозможно зарегистрировать какую-либо сделку, если границы участка не установлены и не отображены в ЕГРН.
После проведения межевания собственник направляется в МФЦ с пакетом документов, который включает в себя:
После этого остается дождаться регистрации, на это уйдет порядка 10 дней. Право собственности на землю будет указано в выписке из ЕГРН.
Этап 2. Составление технического плана дома.
Для регистрации дома необходим его технический план, который составляет всё тот же кадастровый инженер – специалист, имеющий квалификационный аттестат. Он приезжает на место, обмеряет дом, соотносит его местоположение с координатами участка и подготавливает электронный документ, заверенный усиленной квалифицированной электронной подписью. Этот план – главное доказательство того, что дом существует и соответствует всем требованиям Градостроительного кодекса.
Техплан можно составить не только тогда, когда дом уже полностью готов, но и на этапе строительства. Достаточно, чтобы строение имело наружные стены, крышу, двери и окна. Наличие каких-либо коммуникаций не требуется.
После оформления технического плана нужно присвоить дому почтовый адрес – это требуется для того, чтобы иметь возможность оформить прописку, а также получить разрешение на подключение электричества. Сделать это можно, подав заявление в МФЦ.
Этап 3. Обращение в Росреестр.
После того как на руках у владельца земельного участка появляется технический план дома и документ, подтверждающий право на землю (выписка из ЕГРН), можно обращаться в Росреестр для последующего оформления дома в собственность. Из документов также понадобится:
Каким образом подают документы:
Этап 4. Получение права собственности на дом.
После проверки документов владелец дома получает электронную или бумажную выписку из ЕГРН. Это и есть главный титульный документ, подтверждающий право собственности. Прежние бумажные свидетельства больше не выдаются.
В идеале постановка дома на учет и оформление права собственности занимает не более 10 рабочих дней. Но бывают случаи, когда регистрация идет не по плану: не хватает каких-то документов или имеются недочеты в техническом плане строения. Тогда процесс приостанавливается, а владельцу дают 3 месяца на устранение выявленных недостатков и повторное предоставление бумаг в Росреестр.
Регистрация земельного участка и жилого дома – это не досадная формальность, а реальный способ для собственника обеспечить юридическую защиту своего имущества. Это инвестиция в спокойное будущее, которое не омрачат судебные иски, проблемы с продажей или споры с соседями из-за границ участка.
Читайте также:
Дом или квартира — что лучше и выгоднее: главные преимущества и недостатки разных форматов жилья
Купить дом за городом и не пожалеть: приобретаем новую недвижимость без рисков
Автор: Евгения Рекшан
Дата публикации 04 декабря
Отзывы
дате добавления