Новое исследование показало, что представители поколения зумеров сегодня нечасто берут ипотеку, а вот доля миллениалов среди ипотечных заемщиков только растет.
По данным опроса девелоперской компании «Мангазея», молодые россияне до 27 лет подходят к покупке квартиры осторожно: выбирают льготные ставки и активно привлекают родителей в качестве поручителей. Миллениалы рассматривают ипотеку как оптимальный способ обеспечить семью жильем в текущих условиях и потому не менее внимательно изучают кредитные условия. Но как показал опрос, у обоих поколений есть серьезные проблемы с долгосрочным планированием.
Как уточняет начальник управления коммерческих сервисов девелоперской компании «Мангазея» Юлия Архангельская, доля зумеров в ипотечных программах не превышает 7–9% от общего числа заемщиков.
Наиболее активны молодые специалисты IT-компаний от 21–23 года с доходами от 200 тыс. рублей в месяц. Их привлекают субсидированные ставки до 5% с возможностью рефинансировать ипотеку через 1–2 года, также они нередко пользуются поручительством родственников. Как отмечает эксперт, половина делает это формально — для повышения шансов на одобрение, вторая рассматривает поддержку семьи как реальную страховку в случае нестабильных доходов.
Миллениалы, которые характеризуются более богатым жизненным опытом, делают свой выбор в пользу семейных или комбинированных ипотечных программ. Это объясняется тем, что, как правило, в этом возрасте у них уже есть дети и они хотят воспользоваться положенной им льготой. Так, можно сказать, что доля 30-летних заемщиков за последние 3 года выросла на 7–12%.
Однако исследование выявило слабую точку стратегий у обоих поколений — недостаток внимания к долгосрочному финансовому планированию.
Лишь 3% миллениалов и примерно столько же зумеров детально готовы просчитать расходы на весь срок ипотеки с учетом роста инфляции, ставок и доходов. Остальные ограничиваются примерными расчетами или вовсе решают возникающие проблемы по мере их поступления. Так, почти половина опрошенных зумеров призналась, что не может спрогнозировать расходы на горизонте 5–7 лет, а треть вовсе не задумывается о последствиях.
При этом чуть более половины респондентов до 27 лет ответили, что, несмотря на то, что не могут быть полностью готовыми к ситуации форс-мажора через несколько лет, — они осознают необходимость формирования финансовой подушки минимум на три месяца. Остальные рассчитывают на помощь родителей или надеются, что в моменте найдут подработку или их выручат друзья.
У миллениалов ситуация немного другая: только 19% респондентов имеют резерв на срок от трех месяцев. Больше чем у половины он отсутствует вовсе, а оставшиеся 28% либо никогда не задумывались о накоплениях, либо также полагаются на помощь со стороны.
«Сегодня они все больше стараются действовать менее импульсивно, анализируя, сравнивая предложения и рассчитывая свои возможности в долгосрочной перспективе, — отмечает Архангельская. — Если стандартная ипотека недоступна, они могут использовать рассрочку от застройщика, но лишь как временную меру, чтобы затем рефинансировать долг под более выгодный процент».
Таким образом, и зумеры, и миллениалы демонстрируют осторожность при выборе ипотечных программ, но в реальной практике большинство уязвимы из-за слабого внимания к долгосрочному финансовому планированию. Для банков это знак о растущем запросе на более гибкие продукты и сервисы, а для самих заемщиков — необходимость выстраивать не только стратегию покупки, но и стратегию жизни. Как отмечает Юлия Архангельская, ипотека для новых поколений перестала быть исключительно способом приобрести жилье. Сегодня это инструмент, который одновременно формирует дисциплину и открывает новые риски. И от того, насколько зрелым будет подход к планированию, зависит не только комфорт семьи, но и устойчивость всего рынка.
Читайте также:
Зумеры меняют карьеру на личное время и утренний кофе
Жилье для поколения Y: как миллениалы меняют рынок новостроек
Автор: эксперты компании «Мангазея»
Дата публикации 27 августа
Отзывы
дате добавления