Подмосковные Химки сегодня относятся к активно застраиваемым городам-спутникам Москвы. Город привлекателен для жизни во многом благодаря близкому соседству со столицей, однако есть и другие не менее значимые причины. Портал Novostroy-M.ru выяснил, почему жить в Химках хорошо и какие новостройки представлены на рынке.
По данным компании «Метриум Групп», в настоящее время на первичном рынке Химок в реализации находятся 33 проекта. Девять из них относятся к сегменту бизнес-класса, остальные – к эконом- и комфорт-классу. Объем предложения составляет порядка 4313 квартир. Средняя цена за квадратный метр – 104,8 тыс. рублей, средний бюджет покупки – 8,4 млн рублей. «Химки – одно из самых перспективных направлений с точки зрения развития проектов жилищного строительства: это город с хорошей экологией, улучшающейся транспортной доступностью и неплохо развитой социальной инфраструктурой, – говорит Анна Соколова, директор департамента консалтинга и управления проектами «Метриум Групп». – По итогам 2014 года Химки вошли в десятку городов Подмосковья – лидеров по объему ввода жилой недвижимости».
Также по подсчетам «Метриум Групп», Химки – один из лидеров по росту цен на жилую недвижимость среди других населенных пунктов Московской области. Средняя цена жилья в Химках выше, чем в других городах Подмосковья, примерно на 25-30%. Этому способствуют, в первую очередь, близость к Москве и хорошая экологическая обстановка (город окружен цепью водоемов, лесов и парков). Данные условия позволяют реализовывать в Химках проекты не только массового сегмента, но и высокобюджетного.
Новостройки бизнес-класса: «Две Столицы», «Маяк», «Олимпийская деревня Новогорск. Курорт», «Олимпийская деревня Новогорск. Квартиры», «Правый берег».
Новостройки комфорт-класса: «Альфа Центавра», «Берег», «Загородный квартал», «Ленинградский», «Лесной уголок», «Менделеев», «На Ленинском проспекте», «Солнечная система», «Сходня Парк», «Шереметьево Парк».
Новостройки эконом-класса: «Авентин», «Левобережный», «Подрезково», «Новокуркино».
Активное развитие рынка жилой недвижимости в Химках, начавшееся порядка 7-10 лет назад, способствовало увеличению численности населения. Сюда переезжали и продолжают переезжать те, кто не может позволить себе купить квартиру в Москве. В итоге по численности населения Химки являются вторым городом в Московской области – 260 тыс. человек (по данным на 1 января 2015 г.).
Ирина Доброхотова, председатель совета директоров «БЕСТ-Новострой», отметила, что, как и в целом по Подмосковью (за редким исключением), Химки испытывают довольно ощутимый дефицит детских садов. Кроме того, в рейтинге городов ближнего Подмосковья Химки входят в число аутсайдеров по обеспеченности объектами здравоохранения.
О том, что темпы строительства инфраструктуры не успевают за ростом города, говорит и Анна Соколова: «Химки занимают одну из последних позиций среди крупных городов Подмосковья по обеспеченности инфраструктурными объектами социального назначения (23 место из 27)». Сегодня жители города пользуются услугами 57 детских садов, 30 школ, трех колледжей, шести вузов и пяти учреждений здравоохранения. Доля общеобразовательных учреждений составляет 110% от нормативного показателя, дошкольных – 82,5%, спортивных – 13,3%, учреждений здравоохранения – 58,5%.
В то же время, Химки могут предложить любителям активного образа жизни академию тенниса, трассу лыжной гонки, лыжный полигон и даже более редкие яхт-клуб и гольф-клуб. «Центральное место в спортивной инфраструктуре, безусловно, отведено под самый крупный футбольный стадион Московской области «Арена Химки», – отмечает генеральный директор компании «МИЭЛЬ-Новостройки» Софья Лебедева.
Дмитрий Пантелеймонов, директор департамента маркетинга и продаж ГК «Лидер Групп», отмечает, что Химки явно выделяются на общем фоне в образовательном плане: в городе, помимо обычных школ и детских садов, работает несколько высших учебных заведений и филиалов столичных ВУЗов: Московский государственный университет культуры и искусств, Институт международных экономических отношений, Российская международная академия туризма, Академия гражданской защиты МЧС России и филиал Российского университета кооперации. Все это соответствующим образом влияет на формирование социальной среды.
Довольно обширная в Химках коммерческая инфраструктура. Здесь есть несколько крупных торговых центров: «Икеа», «Ашан», ОВI, «Мега», «Гранд», заканчивается строительство ТРЦ «Левый берег».
Таким образом, ситуация с инфраструктурой в Химках в целом неплохая. Однако сегодня есть все предпосылки для увеличения дефицита мест в социальных учреждениях. Анна Соколова говорит о необходимости переориентирования девелоперов на реализацию проектов, гармоничных с точки зрения соотношения жилой, рекреационной и инфраструктурной зон. К слову, шаги в этом направлении уже делаются, в частности, многие проекты относятся к комплексному освоению территории, где помимо жилья строятся детсады, школы, поликлиники и т.д. «В сентябре одна из муниципальных школ открыла свои двери в жилом комплексе «Город набережных» (микрорайон Клязьма-Старбеево), – рассказывает Леонард Блинов, заместитель генерального директора компании Urban Group. – Школа рассчитана на 550 учеников».
Хотя, конечно, есть и проекты точечной застройки – ЖК «Лермонтов», дом на ул. Кирова, д.10, корп. 1, ЖК «Журавлик», ЖК «Парк Тауэр», ЖК «Планерный», ЖК «Ленинградский», ЖК «Менделеев», ЖК «Родионово». «Точечная застройка имеет место, так как наличие городской инфраструктуры в непосредственной близости от проекта может избавить застройщика от необходимости возводить социальные объекты», – поясняет Ирина Доброхотова. Также стоит отметить, что близость Химок к Москве позволяет жителям города пользоваться московскими школами и больницами.
Транспортная доступность Химок не самая лучшая, опять же потому что численность населения увеличивается быстрыми темпами, а реконструкция дорог – процесс длительный и затратный. Тем более, что финансируется он из бюджета, бизнес в этом никакого участия не принимает.
«Ленинградское шоссе перегружено автомобильным транспортом, но поэтапно открывается трасса М-11 «Москва – Санкт-Петербург», которая должна разгрузить шоссе от транзитного потока транспорта. Предусмотрено строительство новых развязок и реконструкция Ленинградки, будет выделена отдельная полоса для общественного транспорта», – говорит Софья Лебедева.
Недавно был открыт платный дублер Ленинградского шоссе, однако трасса проходит в обход Химок, поэтому удобно по ней добираться будет в первую очередь жителям старых районов города. Тем не менее, это разгрузит трассу, с учетом того, что, например, жители Зеленограда и ближайших подмосковных районов смогут добираться до дома, не пользуясь основной магистралью.
И в «старых», и «новых» Химках расположено несколько железнодорожных станций с регулярным движением до Москвы. До Ленинградского вокзала в центре столицы из Химок можно добраться в среднем за 29 минут.
Кроме того, по планам подмосковных властей в 2017 году начнется строительство легкого метро, которое свяжет между собой города области, в том числе Химки, Мытищи, Красногорск, Балашиху и другие активно развивающиеся локации. Еще до кризиса было намечено, что в том же 2017 году приступят к сооружению ветки скоростного трамвая «Стрела» из Химок до станции метро «Планерная». Ориентировочно, на участке протяженностью 7,2 км будут располагаться 3 остановки. «Оптимизм» этих планов оказался немного смазанным в связи с кризисом, однако когда они все-таки будут реализованы, квартиры в Химках могут существенно прибавить в цене», – считает Ирина Доброхотова.
В 2016 году будет открыта станция метро «Ховрино», которая станет конечной станцией метрополитена на северном участке Замоскворецкой ветки. Она войдет в состав ТПУ, отсюда жители Химок смогут добираться до города, пересаживаясь на легкое метро. Сегодня на общественном транспорте жители могут доехать до ближайших к МКАД станций метро «Речной вокзал» и «Планерная».
Среди самых интересных проектов в Химках можно выделить ЖК «Маяк» (проверен Тайным покупателем). По словам Ирины Доброхотовой, проект изначально обладал важнейшим преимуществом, а именно – уникальным расположением на первой линии у канала имени Москвы, поэтому почти все квартиры имеют вид на воду. Также рядом есть парк имени Льва Толстого. В составе собственной инфраструктуры: детский сад, школа, медицинский и спортивный центры, стадион, яхт-клуб. Новостройка расположена в 7 минутах ходьбы от железнодорожной станции «Химки». В продаже квартиры площадью 49,5-160 кв. м. Минимальный бюджет покупки – 5,7 млн рублей.
Жилой комплекс «Солнечная система» (проверен Тайным покупателем) строится в 4 км от МКАД, представляет собой несколько корпусов высотой 5-17 этажей. Проект реализуется в традиционном для компании Urban Group формате «Города для жизни», где совмещены стоимость эконом-класса, комфорт бизнес-класса и архитектура премиум-класса. На территории ЖК удалось разделить пешеходную зону и проезжую часть – проезжая часть находится на уровне земли, а пешеходный уровень – на 7-8 метров выше. Комплекс будет иметь свою школу со стадионом, 5 детских садов, спортивные площадки и торговые галереи.
Концепция ЖК «Альфа Центавра» связана с космической тематикой: футуристическая архитектура жилых корпусов, отделка мест общего пользования, благоустройство дворовой территорий. Новостройка находится в центре города, в 2,5 км от МКАД. Запланировано возведение четырех 17-этажных монолитных домов, а также трех среднеэтажных зданий с апартаментами и коммерческими помещениями, детского сада и наземного многоуровневого паркинга. Сегодня в «Альфа Центавре» в продаже находятся 1-3-комнатные квартиры площадью от 41,4 до 92,3 кв. м. Минимальная стоимость квартиры – 3,8 млн рублей.
ЖК «Правый берег» расположен в 2 км от МКАД, на берегу канала имени Москвы. У жителей будет собственный выход к воде на благоустроенную набережную, парковка для катеров и яхт. Комплекс состоит из 13 монолитно-кирпичных домов высотой от 4 до 24 этажей, высотные башни удалены от воды, а на берегу находятся малоэтажные дома. Закрытая территория благоустроена, озеленена и находится под охраной. Выставлены на продажу 1-5-комнатные квартиры площадью 43,7-208 кв. м. Минимальный бюджет покупки – 5,02 млн рублей.
«Локации, расположенные в непосредственной близости к МКАД, а также территории центральной части города практически застроены. Потенциал роста рынка может быть направлен на освоение промышленных территорий, а также отдаленных от МКАД микрорайонов», – говорит заместитель генерального директора по аналитике и консалтингу компании «НДВ-Недвижимость» Елизавета Гудзь.
Стоит также отметить, что Химки продолжают активно развиваться за счет присоединения близлежащих поселков и деревень, которые входят в новые микрорайоны города. Эти территории имеют хороший потенциал для дальнейшего строительства жилых комплексов. Способствовать этому будет улучшение транспортной доступности города, строительство инфраструктурных объектов – социальных и коммерческих, благоприятная экология.
Что касается экологии, то по словам руководителя аналитического и консалтингового центра Est-a-Tet Владимира Богданюка, обстановка в Химках очень разнится в зависимости от района. Есть, например, северо-западное направление – окруженный лесопарком Новогорск или «старые» Химки с каналом им. Москвы и парковыми зонами, а есть район Левобережный с полигоном бытовых отдыхов. «В Левобережных Химках с 70-х годов существует полигон ТБО «Левобережный», площадью до 20 га. Эта свалка долгие годы отравляла жителей. В 2011 году было принято решение о приостановлении приема бытовых отходов с 1 июня 2012 года. В планах заявлена рекультивация земель», – пояснила Софья Лебедева.
Воздух в Химках загрязняют развитая дорожная и железнодорожная сети, а также большое количество вредных выбросов от производств химической, легкой, деревообрабатывающей и пищевой промышленности. Наиболее крупные промышленные предприятия, функционирующие на территории города – НПО «Энергомаш», которое занимается производством авиа- и ракетных двигателей, МКБ «Факел», специализирующийся на проектировании противовоздушных ракетных систем, ХИМРАР, НПО им. Лавочника и другие.
Дата публикации 23 сентября 2015