Рейтинг@Mail.ru
Переверните экран
Новостройки Квартиры Ипотека Новостройки Москвы Новостройки Подмосковья Новостройки Новой Москвы Готовые новостройки Новостройки на карте Специальные предложения Коммерческие помещения Продавцы и застройщики Панорамы новостроек Видеообзор новостроек Экспертиза новостроек Экология Москвы и Подмосковья Студии 1-комнатные 2-комнатные 3-комнатные Квартиры на карте Ипотечный калькулятор Семейная ипотека Военная ипотека Банки и программы Медиа Новости недвижимости Мнение эксперта Аналитика рынка Покупателю Экспертиза новостроек Эксперты и авторы О проекте Контакты Реклама на сайте Vk Дзен Машино-места Апартаменты #траншевая ипотека #рассрочка ИТ-ипотека Квартиры со скидками до 35% Видео 360° новостроек Субсидированная застройщиком Rutube Поиск дома в Москве Программа реновации в Москве Новостройки премиум-класса Новостройки бизнес-класса Рассрочка Траншевая ипотека Дома и коттеджи Коттеджные поселки в Новой Москве Готовые коттеджные поселки Строящиеся коттеджные поселки Коттеджные поселки в лесу Коттеджные поселки у водоема Коттеджные поселки в ипотеку Бизнес-центры Коттеджи Скидки и акции Макс

Судьба нерезидента: когда и как возникает обязанность платить НДФЛ в 30% от продажи жилья и можно ли ее избежать

У граждан, принявших решение уехать из страны, может возникнуть вопрос о продаже недвижимости в России. Какие налоги придется уплатить, если вы получили статус нерезидента? Что вообще означает этот статус и кто может не платить налог с продажи квартиры или дома, даже если находится за рубежом дольше срока, оговоренного законом, разбирался Новострой-М.

Разобраться в терминологии

Граждане, которые провели больше 183 календарных дней в течение 12 месяцев за границей, получают статус нерезидента. Статус нерезидента фиксируют 31 декабря, но зависит он не от календарного года, а именно от последних двенадцати месяцев после пересечения границы.

Например, если человек выехал из страны в марте 2022 года и не вернулся до сентября, он станет нерезидентом. При этом он может провести шесть месяцев в одной поездке или периодически возвращаться в страну. Главное — его не было в стране больше 183 дней. 

Если человек выезжал из страны, чтобы получить образование или лечение в больнице или санатории, то время, проведенное за границей, налоговой не учитывается. Также в расчеты не включают рабочие поездки на морские месторождения газа и нефти. 

Нерезиденты не теряют права распоряжаться имуществом, никто не запретит им продать дом, квартиру или участок. Но ставка налога на доходы физических лиц (НДФЛ) для них намного выше — 30% вместо привычных 13%.

Причем важно, каким был налоговый статус не на дату сделки, а на дату, когда продавцом были получены средства от сделки по продаже недвижимости.

Исключение из правил

Чтобы не платить НДФЛ с продажи жилья, можно выполнить одно из требований законодательства.

Например, дождаться, когда наступит минимальный срок владения недвижимостью (три года или пять лет). Минимальный срок истекает в случае, если: 1) гражданин купил эту квартиру до 2016 года и владел ею не менее 3-х лет; 2) купил эту квартиру после 01.01.2016 года и владел ею не менее пяти лет (а если она у него единственная, то не менее трех лет); 3) получил квартиру в наследство или в дар и владел ею не менее трех лет. Ограничения по налоговому статусу физлица были сняты еще 1 января 2019 года.

Также если средства от продажи объекта равны стоимости, по которой этот объект был куплен, или ниже этой стоимости, то дохода от продажи не возникает, соответственно, налог платить тоже не нужно.

Однако это не значит, что у продавца «развязаны руки» и можно занижать стоимость квартиры в договоре: налоговая строго следит за такими уловками, выявляет факты занижения и может доначислить НДФЛ, а также вменить штраф вплоть до 40% от суммы доначисления. А если будет вскрыта попытка утаить свыше 2,7 млн руб., это грозит возбуждением уголовного дела. 

Многодетные родители, в том числе нерезиденты, освобождаются от уплаты НДФЛ после продажи недвижимого имущество, если у них трое или более детей. Дети могут быть родными или усыновленными. Главное, чтобы они были младше 18 лет. Исключение — студенты очных отделений вузов и колледжей, их будут считать детьми до 24 лет. Чтобы получить такую льготу, необходимо также выполнить ряд условий, о которых мы подробнее писали здесь. 

Читайте также:

Дотянуться издалека: 5 главных проблем при продаже квартиры из-за границы

Фактор риска: почему стоит избегать покупки и продажи жилья по доверенности

Автор: Валерия Туманова

Дата публикации 17 июля 2023

Оставить отзыв

Добавьте отзыв, заполнив личные данные, или сначала войдите на сайт, тогда информация будет автоматически взята из личного профиля.
Оценка*
Рассылка новостей
Раз в неделю мы будем присылать вам самые интересные новости о недвижимости на почту
Полезное
Следите за обновлениями Новострой-М на самых популярных площадках интернета
Читайте также:
Управляющая компания плохо работает: что делать?
Управляющая компания плохо работает и не реагирует своевременно на обращения жильцов — это весомый повод, чтобы пожаловаться на нее. Что делать в таких ситуациях, куда именно подавать жалобу — расскажем в этой статье. Управляющая компания и ее...
24 сентября 2864
Альтернативная сделка: особенности, риски и способы их снизить
Продать старую квартиру и тут же купить новую — распространенный вариант на вторичном рынке жилой недвижимости. Такую схему называют альтернативной сделкой или цепочкой. Как устроена альтернативная сделка, что это значит для покупателя и продавца — расскажем в...
17 сентября 4268
Аварийное жилье — что это такое, кто может рассчитывать на новую квартиру или денежную компенсацию при расселении
«Ваш дом признан аварийным» — что это значит и как быть жильцам? А это означает, что жильцы могут получить другое жилье в рамках государственной программы расселения аварийного жилого фонда. В этой статье расскажем, что такое аварийное жилье и как...
14 сентября 2252
Долевая и совместная собственность: в чем различие, есть ли риски, можно ли поменять один вид права на другой
По закону Российской Федерации квартира может принадлежать как одному-единственному владельцу, так и нескольким людям сразу. При этом оформить ее можно в общую совместную или долевую собственность. Новострой-М рассказывает, в чем разница между этими двумя формами владения, в...
07 сентября 6878
Снизить риски при сделках с недвижимостью: всё об аккредитивах
Сделки с недвижимостью на вторичном рынке связаны с определенными рисками. Рассчитываться наличными небезопасно, банковские переводы между физлицами не дают гарантии, а для открытия банковской ячейки необходимо личное присутствие и продавца и покупателя. Остается еще один,...
03 сентября 4745
Фонды недвижимости: как войти в число пайщиков, каковы риски участия в ПИФах и сроки инвестирования
Паевые инвестиционные фонды стали особенно популярными среди инвесторов на фоне снижения ключевой ставки Банка России. В 2026 году число пайщиков ПИФов перешагнуло за 17 млн человек. Паевой фонд недвижимости — что это такое? Что могут предложить современные...
02 сентября 4007
Как приватизировать квартиру в 2026 году: пошаговая инструкция
В 1991 году был принят закон о приватизации, с тех пор это слово прочно вошло в жизнь россиян. И даже в 2026 году оно не потеряло своей актуальности, так как жилье соцнайма можно приватизировать по сей день. Новострой-М рассказывает, что такое приватизация, для чего она...
20 августа 5690
Что купить: вторичное жилье или квартиру в новостройке?
Один из основных вопросов, который встает перед будущим покупателем жилья: новостройка или вторичное жилье? Каковы принципиальные отличия квартиры от застройщика и квартиры, «бывшей в употреблении»? О плюсах и минусах каждого варианта...
14 августа 147881
Популярно на Новострой-М
Посмотреть все спецпредложения

Скидки и спецпредложения от застройщиков