Рейтинг@Mail.ru
Переверните экран

«ГЧП является необходимым элементом для реализации проектов КОТ»

Довран Гарагозов, директор управления по государственно-частному партнерству ГК «Кортрос», рассказал порталу Novostroy-M.ru о проблемах ГЧП при реализации проектов комплексного освоения территории и качественных характеристиках таких новостроек.

Государственно-частное партнерство в строительстве – распространенная практика, или подобные формы взаимодействия встречаются редко?

В сфере жилищного строительства ГЧП встречается крайне редко. На сегодняшний день у нас нет ни сложившихся моделей взаимодействия между государством и бизнесом, ни сформированной законодательной базы для осуществления такого взаимодействия. Поэтому любая компания, существующая на рынке девелопмента жилищного строительства и использующая элементы ГЧП, – это уникальное явление.

Начнем с того, что для активного использования ГЧП нужно иметь соответствующую компетенцию и специалистов. Занятие это весьма дорогостоящее, поэтому средние и мелкие компании такой деятельностью не занимаются. Еще один фактор  практика использования ГЧП в жилищном строительстве. Она у нас пока и не может быть широко распространенной. Если проанализировать последние 15-20 лет, можно увидеть, что мы только недавно начали переходить от принципов точечной застройки к комплексному строительству. Тема КОТ стала активно обсуждаться только с 2011-2012 гг. Но если сначала это был в большей степени pr-проект, то сегодня можно констатировать реальный поворот в сторону комплексного освоения. А ГЧП в первую очередь и необходимо именно для реализации проектов КОТ.

Конкретно в жилищном строительстве что может быть результатом ГЧП? Дома, инфраструктура или что-то еще?

Сам исполненный проект КОТ может являться результатом ГЧП. Если говорить конкретнее, то это  и построенные дома, и объекты инфраструктуры, причем, все социальные, инженерные,  дорожные.

Так как проекты КОТ, как правило, реализуются на земельных участках, находящихся за пределами городов, при их реализации остро стоят вопросы создания инфраструктуры, негативно влияющие на экономику проектов. Соответственно, проекты КОТ нельзя рассматривать в качестве стандартных примеров. Государство может участвовать в них и оказывать поддержку бизнесу только в тех случаях, когда уверено в том, что бизнес будет содействовать ему в решении стоящих задач. Здесь можно говорить о предоставлении жилья отдельным категориям граждан, решении вопроса по переселению людей из аварийного и ветхого жилья, в целом о создании общегородской инфраструктуры. Ни для кого не секрет, что государство не обладает достаточными компетенциями для формирования самостоятельных бизнесов. Например, предположить, что оно может оперировать объектами инженерной инфраструктуры, причем экономически выгодно для себя и предоставляя качественные услуги потребителям, невозможно. Состояние современного рынка ЖКХ, а именно там эксплуатируется вся эта инфраструктура, абсолютное тому подтверждение. Все пережитки советского периода, когда объекты инженерной инфраструктуры принадлежали городским предприятиям, уходят в прошлое. Сегодня вопросы эксплуатации и реконструкции таких объектов  передаются в ведение частного сектора.

Чем ГЧП привлекает девелопера?

ГЧП не привлекает девелопера, а является необходимым элементом для реализации проектов КОТ. Существенная затратная статья на создание инфраструктуры в одиночку бизнесом реализована быть не может.

Если оценить постсоветский период развития городов, то можно сказать одно: он крайне негативен. Повсеместно можно было наблюдать две крайности: увеличение плотности застройки с повышением нагрузки на существующую инфраструктуру в самих городах, либо развитие прилегающих к городам территорий по принципу «спальных районов», без создания сфер приложения труда и нормальной инфраструктуры. В обоих случаях говорить о создании комфортных условий для жителей не приходится. Поэтому ГЧП в вопросах жилищного строительства – это необходимость. Как для бизнеса, так и для государства.

В городах, где продажная стоимость квадратного метра позволяет включать в себестоимость нагрузку по  инфраструктуре, еще идет какое-то развитие. А в тех регионах, где стоимость квадратного метра низкая, говорить о том, что бизнес «вытянет» на себе инфраструктурное направление, вообще невозможно. В итоге мы имеем еще один фактор, тормозящий развитие жилищного строительства. А потребность в жилье у нас колоссальная. Отставание по квадратным метрам на душу населения постоянно растет: увеличиваются объемы аварийного и ветхого жилья, необходимость предоставления квартир отдельным категориям граждан. Если грамотно оценить объемы предстоящего строительства, то ранее озвученная цифра в 140 млн кв. м в год выглядит вполне объективной. Но выдерживать такие темпы строительства мы не можем, как с точки зрения существующей инфраструктуры – ее недостаточно, так и инструментов реализации – их просто нет.

Если рассматривать жилую недвижимость по сегментам, то в каких классах жилья в основном реализуются проекты ГЧП? 

Реализация проектов на основе ГЧП идет в сегменте эконом-класса. Возведение жилья категории «комфорт», «бизнес» или «элит» не предполагает участие государства. Ввиду того, что стоимость квадратного метра там выше средней по региону, застройщик всегда имеет возможность заложить в эту сумму планируемую инфраструктуру. Это касается, например, частных школ или детских садов, которые могут создаваться на территории ЖК. Это касается и локальных автомобильных дорог, которые могут перекрываться шлагбаумами. В отношении эконом-класса так поступить нельзя: действуют установленные и регулируемые государством ограничения по ценовой политике.

Если застройщик является участником ГЧП, является ли это показателем надежности компании?

Да, безусловно. Участие частной структуры в проектах с использованием инструментов ГЧП свидетельствует о ее соответствующей компетенции. К тому же, любое ГЧП предполагает подписание соответствующих юридических документов. Это касается всех без исключения субъектов: областей, городов, муниципалитетов. Естественно, что перед подписанием застройщик и предлагаемый им проект тщательно проверяются на финансовую устойчивость, наличие опыта, соответствие другим критериям. 

Объекты, строящиеся в рамках ГЧП, будут обладать более высоким качеством в сравнении с такими же, но построенными только государством или только девелопером?

Продукт, который создается в рамках ГЧП, действительно должен отличаться по качественным характеристикам. Почему должно быть именно так? Потому что он должен создаваться при максимальном использовании компетенций застройщика (опыт, инновационные технологии, новые материалы и т.д.) и с учетом возможности длительной эксплуатации инфраструктурных объектов.

Качество продукта можно проиллюстрировать на примере переселения граждан из аварийного и ветхого жилья. Это всего лишь один из показателей, о которых стали говорить недавно, но очень важный. К сожалению, последние 5-7 лет основной упор с точки зрения государственного регулирования сферы жилищного строительства делался исключительно на цену создаваемого продукта, т.е. жилья. Это касается, в частности, отдельных постановлений Правительства РФ, которые предусматривает закупочную цену квадратного метра на уровне 30 тысяч рублей для федеральных нужд. Существует еще программа «Жилье для российской семьи», где тоже установлен ценовой ценз (ранее это было 30 тыс. руб., сегодня – 35 тыс. руб. за 1 кв. м). Естественно, что при реализации таких проектов застройщик заинтересован в максимальной экономии. Его основная задача заключается в том, чтобы построить и передать объекты. А какой будет их дальнейшая судьба, каковы будут нагрузки на потребление тепла, электроэнергии и т.д., становится уже малоинтересным. Именно поэтому с точки зрения регулирования сегодня нужно делать основной упор на балансирование цены и качества создаваемого продукта.

Нужно сформулировать качественные критерии проектов, поддерживаемых государством, которых на сегодня, к сожалению, нет. В том числе, это касается и создания «инфраструктурного окружения». Такая попытка уже предпринята – Минстрой России при определении критериев жилья эконом-класса помимо прочего указывает на наличие в таких проектах социальной инфраструктуры. Однако применение данного требования к жилью эконом-класса теперь вызывает дополнительный вопрос – кто должен обеспечить создание данной инфраструктуры? К сожалению, скорее всего, ответ будет не в пользу бизнеса – именно застройщик должен будет решить, как за фиксированную минимальную цену реализовать проект по принципу «все включено». И ответ кажется очевидным – максимально возможной экономией на качестве.

Что необходимо, чтобы избежать этого? Реализация проектов на принципах ГЧП: каждый участник, будь то бизнес, или государство, должны знать какие обязательства он должен выполнить для реализации проекта, и все эти обязательства должны быть зафиксированы в соответствующем соглашении. Только вот проблема в том, что сегодня нет эффективного инструмента, который четко относил бы создание социальной и транспортной инфраструктуры к обязательствам публичного партнера – государства.

Дата публикации 16 июня 2015
Рассылка новостей
Раз в неделю мы будем присылать вам самые интересные новости о недвижимости на почту
Полезное
Следите за обновлениями Новострой-М на самых популярных площадках интернета
Наш Telegram
Мы в Яндекс.Дзен Канал на Youtube
Читайте также:
«Сегодня ставка по ипотеке без господдержки достигает 30%, что делает покупку жилья почти нереальной»
Уходящий 2024 год был полон потрясений для строительной отрасли, главными из которых стали ужесточение кредитно-денежной политики и упразднение льготных программ. Об этом Новострой-М поговорил с ведущими девелоперскими компаниями и выяснил, какие перспективы ждут первичный...
09 декабря 10892
Итоги июля: продажи новостроек Московского региона упали на 40%, сильнее всего – в Подмосковье
Александр Пыпин, аналитик рынка недвижимости, изучил динамику спроса на новостройки в Московском регионе за июль 2024 года.   В июле 2024 года зарегистрированные розничные продажи квартир и апартаментов по ДДУ и уступкам в Московском регионе (Москва, Новая Москва...
06 августа 28406
«Снова вернуться к уровню доступности жилья на уровне 3,2–3,4 года – большой вызов»
Василий Фетисов, эксперт рынка недвижимости с 25-летним опытом работы, в том числе в федеральных девелоперских компаниях, изучил ситуацию на рынке жилья России за 2000–2022 годы и сделал вывод, что в ближайшие годы повысить доступность жилья будет...
29 июля 9182
«Снижение цен даже на 10–20% не сильно скажется на ежемесячном платеже при ипотечных ставках, которые сейчас снова подрастут»
Очередное решение Центробанка об изменении ключевой ставки специально для Новострой-М комментирует Денис Бобков, генеральный директор аналитической и консалтинговой компании «Недвижимость-Профи»: – То, о необходимости чего «всё время...
26 июля 22727
Итоги июня: спрос на новостройки вырос на 24%, но покупатели начали экономить
Александр Пыпин, аналитик рынка недвижимости, изучил динамику спроса на новостройки в Московском регионе за июнь 2024 года.   В июне 2024 года, по сравнению с маем, зарегистрированные розничные продажи квартир и апартаментов по ДДУ и уступкам в Московском...
04 июля 9245
«В среднесрочной перспективе дальнейшее расселение жителей приведет к снижению спроса на жилье»
Для кого идет строительство большого количества новостроек, если население России сокращается? Почему растет доля студий в новых домах и что будет со спросом на жилье в ближайшие годы? Об этом и многом другом рассказал Вадим Каминский, руководитель департамента геомаркетинга...
02 июля 7553
«Похоже, рынок новостроек окончательно перейдёт на рассрочки, отсрочки, транши и другие альтернативные инструменты оплаты»
Новое решение Центробанка специально для Новострой-М комментирует Денис Бобков, генеральный директор аналитической и консалтинговой компании «Недвижимость-Профи»: – Вопреки прогнозам и ожиданиям большинства аналитиков (включая меня), Центробанк остался...
07 июня 16148
«На сегодня можно прогнозировать рост цен на первичное жилье на 8-10% до конца года»
Сегодня много разных мнений относительно будущего рынка недвижимости на фоне кардинальных изменений в условиях льготных программ и ипотечного кредитования в целом. При этом продолжает активно развиваться транспортный каркас столицы. Игорь Сибренков, коммерческий директор...
31 мая 10370
Популярно на Новострой-М
Посмотреть все спецпредложения

Скидки и спецпредложения от застройщиков