Эксперты прогнозируют укрупнение строительных компаний, появление новых холдингов и уход мелких застройщиков в связи с ужесточением требований к девелоперам и другими аспектами строительной реформы. Выступая на бизнес-бранче «Новая реальность — курс выживания для девелоперов», эту тему затронул начальник управления контроля строительства и природных ресурсов Федеральной антимонопольной службы России Олег Корнеев. Новострой-М приводит выступление спикера.
Существуют механизмы контроля экономической концентрации, и в законе о защите конкуренции предусмотрен ряд норм по процессу согласования всех сделок с антимонопольной службой. В законе указаны условия, при которых крупная сделка между крупными компаниями подлежит согласованию, подаются ходатайственные уведомления в антимонопольную службу, и антимонопольная служба, проанализировав товарный рынок, дает либо не дает согласие на совершение торговой сделки. Но что касается рынка девелопмента, то в этом сегменте у нас монополистов на сегодняшний день пока все-таки нет, этот рынок максимально конкурентен. Если он будет укрупняться, то, мы, соответственно, будем реагировать.
В этом году у нас была принята дорожная карта по развитию конкуренции. Это большой важный документ, который касается развития конкуренции практически во всех отраслях экономики, в том числе предусмотрен раздел, который связан с развитием конкуренции в сфере строительства. Первое мероприятие, которое предусмотрено — это создание стратегии развития отрасли, которую мы реализуем совместно с Минстроем. Кроме того, запланировано мероприятие, направленное на цифровизацию отрасли, в том числе создание платформы, посредством которой все процедуры будут осуществляться в электронном виде. Это будет уже не электронная очередь, как сейчас, когда можно через интернет подать заявку, получить, по сути, номерочек в очереди и прийти ногами уже за документами на бумаге. Теперь можно будет действительно, не выходя из кабинета, получить разрешение на строительство. Это позволит и получать услугу в электронном виде, и осуществлять контроль также в электронном виде, что поможет сократить все сроки.
Также предусмотрено развитие проектирования, унификация перечней строительных процедур, ряд мероприятий направлен на снятие административных барьеров. В частности, дорожной картой предусмотрено внесение изменений в Закон о защите конкуренции, которые позволят застройщикам, проектировщикам, субъектам градостроительных отношений обжаловать действия органов власти, сетевых организаций (электросетевых компаний, газоснабжающих компаний и т. д.) в антимонопольной службе по так называемой короткой процедуре. Можно обжаловать несколько, скажем так, действий/бездействий органов власти либо сетевых организаций. На действия сетевых организаций можно жаловаться в случае, если они нарушают сроки, заставляют осуществлять процедуру, которая не включена в исчерпывающие перечни, незаконно отказывают в приеме документов, предъявляют требования, которые не предусмотрены законодательством.
Аналогичные нарушения теперь касаются и органов власти. Раньше список был усеченный, то есть можно было жаловаться, по сути, только если орган власти в срок не выполнил свою обязанность ответить заявителю. Если застройщик, например, обращался в орган власти для получения разрешения на строительство, а орган власти в установленный законом срок ответил, что считает нецелесообразным выдать вам разрешение на строительство, потому что вы без галстука или еще по какой-то причине, антимонопольная служба никак не могла отреагировать. В настоящее время изменения уже внесены, и у антимонопольной службы есть полный пакет полномочий для защиты прав застройщиков, именно как субъектов градостроительных отношений. Все отказы должны быть в рамках исполнения процедур, которые включены в исчерпывающие перечни.
Эти перечни утверждены Постановлением правительства: перечни в сфере жилищного строительства, строительства объектов водоснабжения, водоотведения, электричества, строительства нежилых объектов, объектов теплоснабжения. Каждый перечень включает в себя в среднем порядка 100-110 процедур, связанных с получением разрешения на строительство, вводом в эксплуатацию, взаимоотношениями с сетевыми организациями, заключением договоров на технологическое подключение. К примеру, если сетевая организация отказывается заключать договор, навязывает невыгодные условия или в дальнейшем не исполняет договор, можно жаловаться в антимонопольную службу.
Ранее председатель совета директоров Kaskad Family Валерий Мищенко рассказывал о том, что за последний год в области согласований число процедур увеличилось на 30-40%. В том числе возникают неожиданные препятствия, когда проект уже запущен:
Приведу конкретный пример, как иллюстрацию того, чем приходится заниматься. Это яркая картинка того, где мы сейчас находимся и почему с девелопментом все будет не очень хорошо. У нас есть объект на 50 тыс. кв. метров, который возводится рядом с микрорайоном, где уже построен 1 млн кв. метров жилья. Наши 50 тыс. кв. метров построены на 90%. В процессе достройки последних 10% выходит норматив, что надо все согласовывать с Росавиацией. Ведомство выставило заградительную меру, но от них нужно получить разрешение, что над объектом могут летать самолеты.
Жалоба рассматривается в течение семи рабочих дней. Есть возможность продления еще на семь дней, но не больше: то есть максимум 14 рабочих дней. В течение трех дней антимонопольный орган обязан уведомить заявителя о том, принята его жалоба к рассмотрению или нет. Рассмотрение жалобы проводит комиссия: приглашаются заявитель, ответчик, представители антимонопольной службы. Если нарушение подтверждается, антимонопольная служба выносит решение о признании нарушения и выдает обязательное для исполнения предписание. Если предписание не будет исполнено, дополнительно накладывается штраф на должностное лицо того органа, который его не исполнил, и антимонопольная служба имеет право обратиться в суд, чтобы добиться исполнения предписания. Также может быть наложен административный штраф.
Мы уже рассмотрели несколько жалоб по Московской области, в частности мы выдавали предписания по компаниям «Новотутинки», «Жилино» министерству строительства Московской области. У нас были обращения в связи с тем, что министерство неправомерно не выдавало разрешение на строительство и неправомерно не выдавало разрешение на ввод в эксплуатацию уже построенного объекта. Так что практика уже есть, у нас есть механизмы защиты застройщика, и, если возникают какие-то проблемы с органами власти либо сетевыми организациями — пожалуйста, мы всегда готовы рассмотреть жалобы.
Читайте также
«Государство положило перед нами гирю»: эксперт — об опыте продаж через эскроу-счета
«В ближайшие два года обманутых дольщиков будет больше»
«Застройщиков могут подвести под уголовные статьи, кому-то хочется крови»
Дата публикации 04 декабря 2018