Рейтинг@Mail.ru
Переверните экран

«Жилье может повысить лояльность горожан к строительству ТПУ»

Алексей Перлин, генеральный директор «СМУ-6 Инвест», рассказал порталу Novostroy-M.ru о том, какое значение жилая составляющая имеет для проектов ТПУ в Москве, почему не во все проекты ТПУ включено жилье и какие площадки наиболее интересны для инвесторов.

Алексей ПерлинВ Москве до конца года будет проведено более 40 публичных слушаний по строительству транспортно-пересадочных узлов, в большинстве из которых разместятся объекты торговой недвижимости. Московское правительство заинтересовано в привлечении инвесторов. Однако будет ли это актуально самим инвесторам, которые все чаще говорят о том, что готовы рассматривать подобное участие только при условии строительства жилья и инфраструктурных объектов в границах ТПУ?

Скажу честно, в наших планах в ближайшее время таких проектов нет. Хотим сначала достроить и сдать уже реализуемые объекты, работаем над запуском нового проекта, новые площадки пока не рассматривали. Но я совсем не исключаю в перспективе возможность вхождения на паритетных условиях в проект развития ТПУ с жилой составляющей.

Пока Градостроительная комиссия г. Москвы планирует проведение общественных слушаний по строительству новых ТПУ, в Стройкомплексе продолжаются обсуждения по их инфраструктурной составляющей. И, судя по всему, в границы транспортно-пересадочных узлов жилые дома входить не будут.  Стало быть, перспектива участия частных инвесторов в строительстве новых хабов без учета интересов бизнеса по-прежнему остается туманной.

Тем не менее, чиновники отмечают, что, несмотря на снижение ставок и спроса на коммерческую недвижимость, она пока остается самым востребованным и привлекательным сегментом для арендаторов подобных площадей в Москве, благодаря высокому трафику посетителей. Так, в рамках масштабной программы по строительству ТПУ планируется возвести 10 млн кв. м торговых площадей. О жилой составляющей пока речь идет лишь в шести новых ТПУ - Шелепиха, Лефортово, Рассказовка, Люберецкая, Мичуринский проспект и Озерная. В чем причина такого дисбаланса интересов?

В целом, новые площадки под строительство жилья инвесторам, безусловно, интересны.  Особенно, если, предлагая эту зону инвестору под жилую застройку, город в свою очередь берет на себя затраты по строительству инфраструктуры ТПУ.

Даже в условиях сложившейся нестабильной экономической ситуации, спада на рынке жилищного строительства пока не наблюдается. Особенно в сегменте комфорт- и бизнес-классов. Об этом свидетельствует и тот факт, что количество договоров долевого участия, зарегистрированных в Росреестре в 2015 году, на 5-6% превышает показатели 2014 года, а число заявленных к вводу объектов только в нынешнем году бьет все рекорды – это миллионы квадратных метров.

До 2020 года правительство Москвы собиралось обустроить 255 ТПУ общей стоимостью более 300 млрд рублей, активно привлекая средства инвесторов. Однако программа по строительству ТПУ, начатая в 2011 году, пока все еще буксует. Реализованных проектов в Москве нет. В чем все-таки причина?

Предполагалось, что инвесторы придут именно на жилую составляющую, но заработать на строительстве жилья в составе ТПУ смогут далеко не все. Кроме того, программа вызвала резкую критику и со стороны общественности. Что вполне закономерно в отношении строительства торговых центров в границах ТПУ. Коммерческая недвижимость сейчас переживает не самые лучшие времена, и потому строительство новых объемов, по-моему, в ближайшее время совершенно не актуально. А вот жилье может повысить лояльность горожан к этой теме.

Хотя процесс этот в российской столице действительно буксует. Скажем, зарубежный опыт показывает, что наличие ТПУ повышает ликвидность уже готового жилья рядом, плюс во многих городах мира довольно успешно решаются задачи с организацией трафика, логистикой, чтобы разделить пассажиропоток и жителей домов, расположенных в границах или в непосредственной близости к ТПУ, чтобы не возникало конфликтных ситуаций и транспортного коллапса. Так, в Берлине большинство линий метро проходят фактически на уровне 2-3 этажа жилых домов. Центральный вокзал – это и 4 линии метро, и несколько линий городской электрички, поездов дальнего следования. В составе ТПУ есть объекты и коммерческой, и жилой недвижимости.  То же самое происходит и в других европейских городах – Гамбурге, Амстердаме, Лондоне. В Нью-Йорке транспортный хаб на Манхэттене является одним из центральных элементов всего штата. И при этом, инвестиционная привлекательность объектов, расположенных рядом или в границах хаба, растет год от года.

У нас такой практики пока нет. Существующие ТПУ не соответствуют современным представлениям граждан о комфорте, а инвесторов – о целесообразности вложений в строительство новых.   Последних пугает не столько участие в длинной и пока запутанной схеме взаимодействия с городом, но и в том, что профессионалов, которые умеют и могут строить жилье в составе ТПУ, у нас в стране нет.

За проектирование пересадочных узлов отвечает несколько ведомств. Внутри этих ведомств то и дело возникают разногласия, например, надо ли делать МКЖД пассажирской или нет? Кроме того, по заявлению тех же чиновников из МКЖД, из 31 запланированного на кольце ТПУ, только 10 представляют интерес для инвесторов. А остальные за чей счет будут построены?

Да, пока в законодательном плане здесь полная неразбериха. Сейчас Москва планирует выставлять готовые проекты ТПУ на инвестиционные конкурсы на условиях: на 1 кв. м технологических помещений узла разрешено строить 3 кв. м коммерческой недвижимости. Опять же, коммерческой недвижимости – не жилье. А частным инвесторам интересно именно жилое строительство. Это может быть выгодно хотя бы с точки зрения сроков окупаемости такого проекта – построил и продал. Думаю, если изменений в законе не будет, то на остальные 21 ТПУ инвесторов не найдется и строить их, вероятно, будут за счет городской казны.

Пока же реализованных примеров ТПУ с жилой составляющей я в столице не знаю. Слышал, что есть, планы у ряда девелоперов, которые так или иначе связаны со строительством ТПУ. К примеру, девелоперская группа «Пионер» планирует построить ТПУ и 166 000 кв. м коммерческой недвижимости, включая торговый центр и апарт-отель, возле станции метро «Ботанический сад» и будущей станцией МКЖД «Ботаническая» на северо-востоке Москвы. При этом, по соседству, «Пионер» уже возводит жилой квартал «Life Ботанический сад» площадью 200 000 кв. м.  Вот, пожалуй, и все. По факту, других примеров в Москве больше нет.

О перспективах развития ТПУ с жилой составляющей пока ведутся только осторожные разговоры, как со стороны девелоперов, так и со стороны городских властей. Эти разговоры связаны и с идеями города по строительству доходных домов, и с инициативой фонда РЖС по развитию проектов ГЧП. Думаю, что с учетом реального дефицита хороших и недорогих площадок под новое жилое строительство в Москве, войти в такой проект на паритетных с государством условиях захотели бы многие участники рынка. А доработка законодательной базы позволит ускорить этот процесс.

Дата публикации 04 июля 2016
Рассылка новостей
Раз в неделю мы будем присылать вам самые интересные новости о недвижимости на почту
Подписываясь на рассылку, вы принимаете условия пользовательского соглашения
Полезное
Следите за обновлениями Новострой-М на самых популярных площадках интернета
Наш Telegram
Мы в Яндекс.Дзен Канал на Youtube
Читайте также:
«Мы готовимся к новой волне ажиотажного спроса» – эксперты о скорой отмене льготной ипотеки и последствиях этого шага
1 июля 2021 года должна завершиться программа льготной ипотеки, которая стартовала в апреле прошлого года. Она смогла, с одной стороны, поддержать рынок в трудные времена, но с другой – сыграла против покупателей, взвинтив цены на новостройки. Что будет после ее отмены,...
03 мая 2021 263729
«Нуждающихся в жилье уже «подсадили» на низкие ставки»
Программа льготной ипотеки продлена до 1 июля 2021 года. Что будет с ипотечными ставками после этого? По мнению многих экспертов, для того, чтобы граждане и дальше предпочитали не депозиты, а вложения в недвижимость, ставки не будут возвращать к высоким значениям, они...
04 января 2021 18848
«Для нас важно, чтобы строительство социальных объектов опережало строительство жилья»
Новая Москва уже не пугает покупателей, наоборот – притягивает. Квартиру в новостройке с развитой инфраструктурой можно купить гораздо дешевле, чем в «старой» Москве. О том, что было сделано за эти годы для создания комфортных условий проживания, на...
21 мая 2019 7139
«Строительство многих комплексов остановится»: блиц-опрос об обязательном переходе на эскроу-счета для всех ЖК
В Госдуме приняли в первом чтении законопроект, в котором предусмотрены очередные поправки в закон «Об участии в долевом строительстве». Согласно этим поправкам, все  жилые комплексы (в том числе уже строящиеся) могут перевести на эскроу-счета с 1 июля...
17 декабря 2018 45479
Блиц-опрос: чем грозит «скоропостижный» отказ от долевого строительства
На недавней встрече с чиновниками и застройщиками президент России Владимир Путин потребовал как можно раньше отказаться от долевого строительства — не с 1 июля 2019 года, а уже в текущем году. Застройщики смогут получить деньги за проданное жилье только после того,...
04 июня 2018 31529
Блиц-опрос: будут ли готовы банки и застройщики к работе по новым правилам 214-ФЗ
До вступления в силу поправок в 214-ФЗ осталось три месяца. Готовы ли застройщики и банкиры к работе по новым правилам? Выстроен ли диалог между ними и проработаны ли правила совместной работы? Нужна ли отрасли отсрочка введения поправок? Что будет с рынком новостроек и...
29 марта 2018 78131
«Застройщики не будут повышать цены после 1 июля, возможности для роста стоимости жилья нет»
Алексей Зубик, коммерческий директор компании BSA, рассказал порталу Новострой-М о том, грозит ли рынку недвижимости Подмосковья стагнация, что будет со спросом и ценами на квартиры и где лучше покупать жилье. Грозит ли стагнация рынку новостроек Подмосковья?...
22 марта 2018 49709
Блиц-опрос: Как реконструкция Калужского шоссе отразится на рынке новостроек Новой Москвы
В декабре после реконструкции открыт один из самых важных участков Калужского шоссе – от Сосенок до Ватутинок. Запущено движение по мосту через реку Десну и трем путепроводам, за счет этого движение по главной магистрали Троицкого и Новомосковского округов (ТиНАО)...
20 декабря 2017 16823
Популярно на Новострой-М
Посмотреть все спецпредложения

Скидки и спецпредложения от застройщиков