Комитет по градостроительству и архитектуре Москвы сообщил, что в Саларьево и Котельниках будут построены транспортно-пересадочные узлы с вертолетными площадками. Детальная авиационно-транспортная схема появится в декабре. Сеть вертолетных площадок охватит и Подмосковье. Судя по всему, столичное вертолетное такси будет рассчитано на людей с достатком выше среднего.
Первыми использовать крыши под площадки для авиатранспорта догадались американцы. При строительстве «Эмпайр Стейт» на высоте почти в 400 метров было решено оборудовать «парковку» для дирижаблей. Планам помешали особенности погоды: порывы ветра были настолько сильными, что проектировщикам пришлось отказаться от оригинальной идеи. Но она нашла воплощение спустя некоторое время, с развитием строительных технологий и ростом популярности вертолетов. А сегодня в мегаполисах, в частности, в Москве, здания повышенной высотности не согласуют, если проектом не предусмотрена вертолетная площадка.
Вертолетный центр – специфический объект в девелопменте. Реализация такого проекта требует не только знания строительных технологий, но и понимания множества технических нюансов. Председатель совета директоров группы компаний «НДВ» Александр Хрусталев |
«НДВ» сегодня строит крупнейший в Европе вертолетный хаб в 150 км от Москвы, в Мякининской пойме. Проект грандиозный: взлетные полосы, площадки для базирования вертолетов под коммерческие рейсы и машин госавиации, центр продаж вертолетной техники и обучения полетам, сервисные службы, отельный комплекс. Строительство «Хелипорта» ведется на частные средства (объем инвестиций – около 110 миллионов долларов, окупить затраты планируют за 4-7 лет), в партнерстве с компанией «Аэросоюз». Открытие намечено на 2015 год.
Для справки
Если здание в Москве выше 25 этажей, то оборудование вертолетной площадки – требование норм пожарной безопасности.
В ближнем Подмосковье функционируют 8 вертолетных площадок.
Аренда вертолета в Москве стоит 25 тысяч рублей в час.
Перелет на аэротакси из аэропорта «Домодедово» до ЖК «Правый берег» в Химках и обратно обойдется трем пассажирам в 8 тысяч рублей.
Кроме «Хелипорта», «Аэросоюз» в сотрудничестве с правительством планирует открыть вертолетные центры меньшего масштаба в районе Долгопрудного, Реутова, в столичном Ясенево, а также на выезде с МКАД на Варшавское шоссе и улицу Дорохова. Площадки можно будет эксплуатировать как точки базирования вертолетов МЧС, отправные пункты туристических маршрутов, использовать их при проведении массовых мероприятий. В ближнем Подмосковье уже работают восемь вертолетных площадок. Буквально на днях ГК «САПСАН» сообщила о скором открытии очередного вертодрома площадью 1,5 га на Ленинградском шоссе, у поселка Ржавки (20 км от МКАД).
Если услуги будут пользоваться спросом, рейсы (к примеру, в аэропорты) можно будет сделать регулярными, с предварительной продажей билетов. В компании «Аэросоюз» утверждают, что билет на аэротакси может стоить до 2 тысяч рублей. Что касается аренды техники, то некоторые эксперты говорят, что даже при высокой конкуренции цены вряд ли опустятся ниже 10-15 тысяч рублей за час. Максим Благодатский, коммерческий директор вертолетной компании «Аэросоюз», уверен: направление – перспективное. Принять участие в подобных проектах захотят многие игроки рынка.
После того, как прозвучала идея о решении проблемы столичных пробок, путем пересадки чиновников из автомобилей на вертолеты, некоторые девелоперы возвели на крышах своих проектов специальные площадки. Роман Семчишин, TEKTA GROUP |
Сегодня в окрестностях столицы можно летать практически беспрепятственно, требуется только предварительное уведомление о предстоящем маршруте. Свободные перелеты над городом пока запрещены, но есть надежда на то, что ситуация изменится, ведь только в этом случае планам по развитию аэротакси суждено сбыться. Что касается частного вертолетного сообщения, то пока, по мнению генерального директора агентства эксклюзивной недвижимости «Усадьба» Надежды Хазовой, это направление в Москве не развито.
Почему вертолетный транспорт не получил развития в Москве? (по данным агентства «Усадьба»)
1. Законодательство и закрытость воздушного пространства над Москвой. Свободно летать на вертолете можно только с внешней стороны МКАД.
Долететь до МКАД, а затем пересесть на наземный транспорт – неудобно. Состоятельные люди обычно приобретают коттеджи поблизости от Москвы, добраться до столицы для них не проблема, основные же пробки начинаются уже внутри МКАД. Надежда Хазова |
2. Недостаток инфраструктуры. Ограниченное число вертолетных площадок создает трудности при прокладке маршрута. Чаще всего владельцы коттеджей с вертолетной площадкой на данном виде транспорта добираются лишь до аэропорта.
3. Дороговизна. Богатые люди умеют считать деньги и не готовы тратить баснословные суммы на покупку или аренду вертолета, его обслуживание, зарплату пилота.
Наличие вертолетной площадки зачастую не находит практического применения и остается элементом создания имиджа проекта, а используют ее крайне редко или не используют вовсе. Надежда Хазова |
Обычно вертолетными площадками оборудуют новостройки Москвы бизнес- и премиум-класса. Именно в этих сегментах предложение остается востребованным, но пока – в основном при перелетах по области или в аэропорты. Чтобы новостройка с вертолетной площадкой была включена в маршруты аэротакси, девелоперу надо просто подписать соглашение о сотрудничестве с вертолетной компанией.
В теории собственники квартир в элитном доме могут воспользоваться имеющейся вертолетной площадкой, но так как перелеты над Москвой запрещены, эта возможность пока остается именно что теорией, и многие застройщики отказываются от идеи строительства таких площадок. Григорий Алтухов, ФСК «Лидер» |
Жилые проекты Москвы, в которых есть вертолетные площадки:
Строящиеся проекты, в которых запланированы вертолетные площадки:
Элитные новостройки Москвы с вертолетными площадками – статусные проекты; здесь площадка на крыше дома не только выполнение требований по пожарной безопасности, но и дополнительный маркетинговый ход. Но строительство площадки требует от девелопера дополнительных затрат. Как это сказывается на цене квадратного метра? Мнения экспертов расходятся.
На этот вопрос однозначно ответит только рынок. По нашим расчетам привлекательность проекта увеличится точно, а цена на квартиры – незначительно. Максим Благодатский, «Аэросоюз» |
Вертолетная площадка — сложная инженерная конструкция, которая может сильно увеличить себестоимость проекта, а следовательно, и цены на квадратные метры. Роман Семчишин |
В компании TEKTA GROUP считают, что для девелоперов, работающих в Подмосковье, строительство вертолетных площадок в рамках жилых комплексов невыгодно: выбирая готовые новостройки Подмосковья, люди ориентируются прежде всего на доступные цены. Поэтому пока в Подмосковье мини-аэропорты актуальны в первую очередь в дорогих коттеджных поселках в отдалении от МКАД. Хотя если говорить о строительстве посадочной площадки вне территории жилого комплекса, то участие в программе девелоперу может быть интересно в качестве отдельного бизнеса: можно будет получить прибыль за счет перелетов, но не за счет продаж жилья в комплексе с собственной вертолетной площадкой.
(Фото: Андрей Шибанов)
Между прочим
Дата публикации 08 ноября 2013