«Мужичок, приговаривая что-то, работал над железом». Страшный кошмар Анны Карениной, не раз повторявшийся ей в сновидениях, сбылся под вагоном товарного поезда. Это произошло в подмосковном Железнодорожном.
Поселок Обираловка
Свое современное имя Железнодорожный получил в 1939 году. До этого он назывался Обираловкой. Конечно, основная версия происхождения топонима связана с регулярными грабежами купцов в этой местности. В давние времена Носовихинская дорога, которая соединяет поселение с Москвой, проходила по дремучим лесам — здесь, как и на соседней Владимирской дороге (шоссе Энтузиастов), путников останавливали разбойники, обирали их и скрывались в лесной гуще.
Согласно другой популярной версии, Обираловкой деревню прозвали потому, что здесь находился конечный пункт железнодорожной дороги. Тогда билеты забирали при выходе из поезда — на этой станции обирали всех пассажиров.
Изначально же селение, появившееся в XVII веке, именовали Сергиевкой, вероятно, по храму святого Сергия Радонежского. Эта церковь была разрушена с приходом новой власти в 1930-х годах и так и не была восстановлена.
Город Железнодорожный объединил в себе земли Московского и Богородского уездов, к которым относились поселения Саввино и Обираловка, а также Ольгино, Кучино, Купавна, Павлино и др. Интересно, что первые упоминания о деревнях Кучино и Саввино появились намного раньше, чем о Сергиевке — о них говорится еще в грамотах Ивана Калиты 1320-х годов.
Во второй половине XVII столетия в окрестностях Кучино начали добывать глину, и в XIX веке предприниматели Даниловы открыли в деревне фабрику по производству красного кирпича, на основе которой купец Д.И. Милованов организовал завод.
Развитие же Сергиевки стартовало в 1860-х годах, когда здесь создали железнодорожную станцию, вокруг которой вскоре разрослось новое поселение. В 1952 году Железнодорожный был преобразован в город.
Анна Каренина
Трагическая развязка романа «Анна Каренина» произошла на платформе Обираловки: «Прикажете до Обираловки? — сказал Петр». Доехав до этой станции, Анна вышла в толпе других пассажиров. Она старалась понять, зачем она здесь и что ей делать. «Боже мой, куда мне?» — все дальше и дальше уходя по платформе, думала она». Спустя несколько минут героиня бросилась под проходивший мимо поезд.
Сегодня на месте той платформы находится локомотивное депо, современную станцию переместили в сторону.
Между прочим:
Читайте в предыдущем выпуске о Павловском Посаде
Фото: с etoretro.ru, gallery.ru, pastvu.com
Дата публикации 21 октября 2014