Даромир Обуханич, первый заместитель генерального директора ГК «МИЦ», рассказал порталу Novostroy-M.ru о том, как изменилась территория Новой Москвы спустя три года после присоединения к столице и почему покупателей квартир в новостройках не пугают проблемы с инфраструктурой.
Три года прошло с момента образования Новой Москвы. С какими результатами ваша компания встречает очередную годовщину?
Пожалуй, самое важное для нас событие – это окончание реализации первого флагманского проекта компании на территории Новой Москвы. В этом году ГК «МИЦ» завершила строительство ЖК «Коммунарка», в рамках которого было сдано в эксплуатацию более 550 тыс. кв. м недвижимости, включая всю необходимую социальную инфраструктуру. Кроме того, в ближайшее время мы сдаем два первых корпуса второго нашего проекта на территории Новой Москвы – 19 и 20 корпуса ЖК «Татьянин Парк».
В целом какие глобальные изменения произошли на данной территории за эти годы?
Мы работали в регионе еще до объявления новости о присоединении этих территорий к столице. После того, как состоялось расширение Москвы, интерес к данным землям резко увеличился, как со стороны девелоперов, так и покупателей. Рынок активен, даже с учетом непростой экономической ситуации, жизненный цикл отрасли – рост.
Колоссальные изменения происходят на новых территориях: внимание и надзор властей влияют на качество реализуемых проектов. Во-первых, строят сильные компании, способные обеспечить жилые проекты полной необходимой инфраструктурой. Во-вторых, помимо роста объемов жилищного строительства меняется транспортная карта. Ведется реконструкция Калужского шоссе – главной магистрали Новой Москвы, открываются новые станции метро, так в прошлом году была открыта станция «Тропарево», которая существенно улучшила логистику для жителей Новой Москвы. В 2015 году будут запущены в эксплуатацию станции «Румянцево» и «Саларьево» Сокольнической линии.
Тот объем работ, который был запланирован к сегодняшнему дню чиновниками и девелоперами, выполнен? Все ли планы удалось реализовать?
На мой взгляд, темпы развития региона впечатляют, власти в сотрудничестве с девелоперами успешно справляются с поставленными задачами. Всего с 1 июля 2012 года в Новой Москве было построено 6,75 млн квадратных метров недвижимости, из них около 4 млн – жилье. Это внушительные цифры.
В Интернете сегодня встречаются отзывы жителей Новой Москвы, которые, купив квартиру в новостройке, недовольны состоянием инфраструктуры, соседством со стройкой и т.д. Подобные точки зрения действительно имеют под собой реальные факты или, скорее, носят сугубо субъективный характер?
Принимая решение о покупке квартиры в Новой Москве, нужно понимать, что формирование комфортной среды проживания, которое подразумевает строительство новых объектов социальной инфраструктуры, дорог, рабочих мест, физкультурно-оздоровительных и досуговых центров, еще продолжается. В регионе реализуются преимущественно масштабные жилые проекты, строительство которых ведется годами. Так называемое соседство со стройкой – нормальное явление для территорий, развитие которых запланировано на десятки лет.
Не стоит забывать и о ценах на жилье, которые на сегодняшний день здесь существенно отличаются от столичных, то есть от цен на рынке недвижимости в старых границах города. На момент, когда основная работа в Новой Москве будет закончена, уровень этих цен сравняется.
Вы спрашиваете своих покупателей, почему они выбирают Новую Москву? Приходится ли вам убеждать людей в том, что их жизнь на данной территории в будущем будет комфортной?
Человек, когда выбирает объект недвижимости для покупки, как правило, изучает рынок, сравнивает плюсы и минусы. Каждый делает выбор, исходя из собственных предпочтений. Кому-то важна московская прописка, кто-то хочет в будущем проживать в новом микрорайоне с хорошей транспортной доступностью, иметь в ближайшем окружении все блага цивилизации наравне с хорошей экологией и природной средой.
Как показывает практика, спрос на проекты нашей компании в Новой Москве стабильно держится на высоком уровне. Нам не приходится убеждать покупателя, приехав в офис продаж на объект, клиент сам может все посмотреть и принять решение.
Вообще Новая Москва, наверное, еще долгое время будет большой стройкой. Или есть локации, где процесс формирования территории в комфортную городскую среду уже практически завершен? Что это за локации?
На сегодняшний день основное строительство ведется в радиусе 15 км от МКАД. Окончательно сформировавшихся локаций, где полностью завершен процесс строительства, пока что нет. Можно предположить, что со временем география застройки переместится на расстояние дальше от МКАД, вглубь новых территорий.
На ваш взгляд, девелоперы должны принимать участие в создании социальной инфраструктуры, в строительстве дорог за пределами своих жилых проектов? При каких условиях это возможно?
Я бы сформулировал этот вопрос несколько иначе. Каких масштабов должно быть участие девелоперов в строительстве объектов социальной и транспортной инфраструктуры? Мы строим детские сады, школы и поликлиники, дороги и т.д. Вопрос, должны ли мы это делать, не обсуждается. Кто захочет купить квартиру в «голом поле», где нет магазинов и других объектов социальной инфраструктуры, необходимых для комфортной жизни?
Если мы говорим о строительстве дорог, то здесь необходимо понимать, что организация подъездных путей к проекту, строительство внутриквартальных дорог также ведется за счет застройщика. Однако если имеется в виду строительство магистральных автодорог, крупных развязок и т.д., застройщику не по силам взять на себя такую нагрузку. Здесь, безусловно, должно участвовать государство.
Называются ли сейчас какие-то сроки обнародования Генплана Новой Москвы? Насколько остро стоит вопрос об этом, ведь территория активно застраивается и без него? К каким последствиям это может привести?
Работа по актуализации Генплана Москвы сейчас ведется, по последним данным ее планируется завершить в 2016 году. На сегодняшний день утверждены схемы территориального планирования Троицкого и Новомосковского округов. Сейчас в условиях отсутствия Генплана Градостроительно-земельная комиссия рассматривает Правила землепользования и застройки, территориальные и отраслевые схемы, проекты планировок территорий, принимает решения о предоставлении земельных участков для строительства и о продлении или расторжении инвестиционных контрактов, а также договоров аренды земельных участков. Несмотря на то, что новые территории действительно активно застраиваются, этот процесс жестко контролируется властями, соответственно, никаких негативных последствий быть не может.
По вашим оценкам, амбициозные планы по развитию Новой Москвы на ближайшие 5-10 лет будут реализованы в полном объеме, или, возможно, их еще будут пересматривать? Нужно ли это делать, учитывая, что время от времени меняется экономическая ситуация, появляются новые технологии и т.д.?
Сегодня, несмотря на непростую экономическую ситуацию в стране, темпы развития новых территорий не пересматривались. Чтобы поддержать строительную отрасль, правительство приняло целый ряд антикризисных мер, в числе которых и государственное субсидирование ипотечных ставок. В 2015 году в регионе планируется построить 1,8 млн кв. м жилой недвижимости, что существенно превышает показатели прошлого года. Тем не менее, не стоит загадывать с точностью на десять лет вперед, понятно, что могут быть изменения.
Дата публикации 30 июня 2015