Транспортная доступность – один из ключевых параметров при определении качества жизни и точно – самый популярный при выборе жилья покупателями недвижимости. Какова дорожно-транспортная ситуация в Новой Москве и Подмосковье, выяснил Институт Cовременной Урбанистики в рамках комплексного исследования «Лучшее место для жизни: Новая Москва или Московская область?»
В исследовании сравниваются по ключевым параметрам территории НАО, ТАО, Ленинского района Московской области с г.о.Видное и г.о.Домодедово – эти локации расположены в южном направлении и имеют много общего. Тем не менее если подходить с точки зрения перспектив длительного проживания, будет видна разница, которая является существенной для определенных групп населения.
В данном релизе речь пойдет о скорости перемещения общественным транспортом до центра Москвы, стоимости проезда и дальнейших перспективах для жителей.
Ленинский район и г.о.Видное
Транспортная сеть на территории Ленинского района в целом развита достаточно хорошо. Здесь проходят 7 федеральных автотрасс, основными из них можно назвать Калужское, Киевское и Боровское шоссе; есть 3 железнодорожные станции; широко развита автобусная сеть, обеспечивающая не только перемещение местного населения внутри района, но и соединяющая его основные населенные пункты со столицей. Всего таких маршрутов в районе около 20. Благодаря им добраться до ст. м. Теплый Стан или Юго-Западная можно достаточно легко.
Многополосная федеральная трасса М4 «Дон» позволяет добраться от МКАД до города за 12-15 минут, Каширское шоссе – за 20-25 минут. Стоит ли говорить, что в связи с этим здесь значительна насыщенность частными автотранспортными средствами, и ежегодно их количество только увеличивается. Пассажирскими перевозками занимаются 30 смежных межрегиональных автобусных маршрутов. Большая часть дублируется маршрутными такси.
Кроме того, на территории района расположена ж/д станция «Расторгуево», время в пути до Павелецкого вокзала составляет 30 мин. Ближайшие к городу Видное станции метро – «Домодедовская», «Кантемировская», «Бульвар Дмитрия Донского», «Улица Скобелевская», «Аннино».
Г.о. Домодедово
Главными транспортными артериями города являются платная трасса М4 «Дон», Каширское шоссе, Московское малое кольцо (А-107), Павелецкая и Большая окружная железные дороги. Если в черте города и на выездах из него пробок практически не случается, заторы на Каширке возможны, причём в черте столицы: при пересечении с МКАД и выезде на трассу М4.
Аэропорт является дополнительным аргументом в пользу транспортной привлекательности района, тем более что трасса А-105, соединяющая Домодедово с аэропортом, считается самой беспробочной в Московской области.
Планируется запуск легкорельсового трамвая (ЛРТ). Протяженность двухпутной ветки Подольск – Домодедово – Раменское – составит 74 километра.
Несмотря на то, что в Домодедово транспортные условия лучше, чем у многих подмосковных городов, нужно помнить, что у любой трассы ограниченная пропускная способность – плюс, через Домодедово едут жители других населенных пунктов. Поэтому на текущий момент, возможно, все в порядке с доступностью – но в будущем, с учетом грандиозных девелоперских проектов, ситуация может заметно ухудшиться, и тогда понадобиться строительство новых трасс (скорее всего, платных) – или существенное увеличение рабочих мест для жителей (не приезжих) в городе и его окрестностях.
НАО
Новомосковский округ располагает 6 станциями: платформами Киевского направления Мичуринец, Лесной Городок, Толстопальцево, Кокошкино и станцией Внуково и Щербинка (Курского направления, в 20 минутах езды до станции Царицыно). Кроме того, у департамента развития новых территорий существуют планы по продлению Киевской ветки.
К основным автомагистралям округа можно отнести Можайское, Минское, Киевское и Калужское шоссе, где 29 мая после реконструкции состоялось открытие участка от МКАД до поселка Сосенки длиной 24 км. Введение трассы должно существенно облегчить ситуацию на дорогах, ведь все автомагистрали отличаются высокой загруженностью – пробки здесь не редкость. Возможно, ситуацию на Калужском шоссе облегчит ещё и строящаяся трасса Солнцево-Бутово-Видное.
На данный момент в Новой Москве действует более 44 автобусов «Мосгортранс», 20 из них в НАО.
Но конечно, погоду в транспортной ситуации НАО прежде всего делает наличие станций метро Румянцево и Саларьево, а в 2017 году откроют еще одну новую станцию Рассказовка. В 2016 году началось проектирование линии метро от «Улицы Новаторов», протяженностью 15,6 км. На этом отрезке расположатся 7 станций, 4 из них – на территории Новой Москвы. Ближайшие станции метрополитена на территории старой Москвы: Тёплый Стан, Бунинская Аллея и Царицыно (в 20 минутах езды до станции Щербинка).
«Транспортная ситуация в НАО улучшается на глазах, и это, несомненно, благоприятно для местных жителей. Однако отразятся ли позитивно такие серьёзные транспортные изменения, произошедшие на присоединённых территориях, на дорожной ситуации в центре столицы – вопрос. Очевидно повышение загруженности центральных станций метро и шоссе. Если будут созданы центры экономического роста в Новой Москве с достаточным количеством рабочих мест для уже проживающих там, то в связи со снижением маятниковой миграции ситуация не будет накаляться»
Ольга Чудинова, руководитель Института Современной Урбанистики
ТАО
Округ охватывает большую территорию шириной 30-45 км между Киевским и Курским направлениями МЖД. Эти два направления находятся в Московской области и близко от округа, но сам округ в основном охватывает территории, на которых нет железнодорожных линий. Важными исключениями являются отрезок Киевского направления МЖД в юго-западной части округа с тремя остановочными пунктами — узловой станцией Бекасово-1 и платформами Ожигово, Рассудово (поселения Киевский, Новофёдоровское). Частота хождения электропоездов в среднем, 2 раза в час.
По территории ТАО проходит Калужское шоссе. Здесь останавливается транспорт Киевского направления МЖД и Большого кольца МЖД.
Вдоль южной границы округа расположен участок Большого кольца МЖД (поселения Киевский, Вороновское, Клёновское). Участок длиной 49 км пересекает Киевское направление на ст.Бекасово-1 и включает всего 15 остановочных пунктов от Пожитково до Вяткино. Это единственное место, где Большое кольцо МЖД проходит по территории Москвы. Самый крупный населённый пункт на этом участке кольца - пос.Киевский, рядом с которым расположено большое количество дач и СНТ.
На Большом кольце находится одна из крупнейших в Европе и России сортировочных станций грузовых поездов Бекасово-Сортировочное с несколькими остановочными пунктами рядом.
Частота хождения электропоездов по Большому кольцу — раз в несколько часов, очень часты опоздания или отмены (существует приоритет грузовых поездов). Прямым сообщением с Киевским вокзалом связан только участок Бекасово-1 — Кресты. Также есть прямое сообщение этого участка от/до Калуги-1 (одна пара в сутки). Кроме того, есть несколько пар в сутки от/до Апрелевки участка Бекасово-1 — Вяткино. В других случаях требуется пересадка с электропоездов Большого кольца на радиальное направления на узловых станциях — Бекасово-1 на западе на Киевское, Столбовая на востоке на Курское.
До центра столицы удобнее всего добираться жителям западной части ТАО, здесь проходит Киевское направление МЖД и Киевское шоссе. В то же время от станции метро Тёплый Стан практически круглосуточно едут автобусы, в основном до самого Троицка и Красной Пахры.
Транспортное сообщение считается одной из наиболее уязвимых характеристик района и нуждается в усовершенствовании.
Выводы
Выводы исследования помещены в таблицу в виде условного рейтинга территорий по транспортной доступности, в котором совмещены важны параметры передвижения, такие как скорость, удобство и стоимость проезда. Также учитывается только фактический путь от станции метро или железнодорожной станции до кольцевой станции метро без времени на дорогу до станции.
Условный рейтинг территорий по транспортной доступности до центра Москвы общественным транспортом
Место | Территория | Откуда и куда | Время в пути | Вид транспорта | Стоимость проезда, руб. |
---|---|---|---|---|---|
1 | НАО | от ст. м. Саларьево до кольцевой ст.м. «Парк Культуры» | от 25 мин. | метро | 35-55 |
2 | Ленинский район и г.о.Домодедово | от ст. Растрогуево до ст.м. «Павелецкая» | от 40 мин. | электричка | 61,5 |
3 | г.о. Домодедово | из Домодедово до ст.м. «Павелецкая» | от 40 мин. | электричка | 102,5 |
4 | ТАО | из Троицка до ст.м. Октябрьская | от 1 ч (от 33 мин.до м.Тёплый стан и далее на метро) | автобус, метро | 70 -110 |
Источник: данные Института Современной Урбанистики
«Исследуя проблему транспортной доступности Новой Москвы и Московской области, мы учитывали не только фактор времени в пути до работы, но и стоимость проезда. Как известно, в Новой Москве поездка на общественном транспорте стоит столько же, как и в границах Старой Москвы, а именно - 55 руб. (или 35 рублей при покупке единого билета), а вот для жителей Подмосковья сумма проезда значительно выше, порой и в 2 раза, в зависимости от удалённости. Например, проезд на электричке до центра Москвы жителям Видного обходится в 61,5 руб., а жителям Домодедово – в 102,5 руб.», - объясняет Ольга Чудинова.
Перспективы удешевления стоимости проезда в Московской области сегодня нет. Более того, могут отменить дотации из бюджета, и если такое произойдёт, то за путь из дома до работы придется платить значительно больше, чем сейчас. В таком случае интересы покупателей недвижимости в Подмосковье могут сместиться в пользу Новой Москвы.
«На мой взгляд, результаты исследования еще раз показывают, что в НАО наблюдается мощное развитие дорожно-транспортной инфраструктуры. В первую очередь это связано с расширением и реконструкцией Калужского шоссе, а во-вторых запущено активное строительство новой трассы Солнцево-Бутово-Видное, которая станет дублером МКАД»
Алексей Арбузов, начальник комплекса АО «Мосметрострой»
Дата публикации 31 мая 2017