Три года назад на рынке недвижимости образовался Top Brokers Alliance. Первоначально объединение насчитывало 4 компании, а сегодня уже 8. Ирина Кис, главный редактор Novostroy-M.ru, решила вспомнить, как все начиналось, а также спросить членов Альянса как новоприбывших, так и стоявших у истоков, как изменилась их совместная работа.
Top Brokers Alliance – один из самых необычных и интересных объединений на рынке недвижимости Москвы. Удивляет хотя бы тот факт, что это партнерство конкурентов, работающих в одном сегменте – на рынке элитного жилья.
Top Brokers Alliance был образован 3 года назад. В самом начале своего пути объединение насчитывало 4 компании: Welhome, Contact Real Estate, Savills и Tweed. По словам Дениса Попова, управляющего партнера Contact Real Estate, который был одним из основателей Альянса совместно с коллегами: Анастасией Могилатовой, Дмитрием Халиным и Ириной Могилатовой, – все они решили, что настала пора более активно общаться по актуальным темам для повышения качества взаимодействия при проведении партнерских сделок.
«Решение о создании Top Brokers Alliance было принято в конце 2012 года. Соглашение о сотрудничестве, подписанное изначально компаниями Welhome, Contact Real Estate, Savills и Tweed, датировано 1 января 2013 года», – рассказывает Анастасия Могилатова, генеральный директор компании Welhome, и добавляет, что «в 2015 году к нам присоединились ORDO Realty, Knight Frank и КМ Development, а в 2016 году – компания Blackwood». Сегодня Альянс включает уже 8 компаний: Contact Real Estate, Savills, Knight Frank, ORDO Realty, TWEED, Welhome, KM Development и Blackwood.
«Важной целью ТВА стало увеличение количества партнерских сделок внутри Альянса, ведь именно сотрудничество, а не прямая конкуренция является наиболее эффективной формой взаимодействия, на рынке элитной недвижимости в том числе»
Анастасия Могилатова, Welhome
Как выше было отмечено – идея создания Альянса заключалась именно в повышении качества работы брокеров на рынке недвижимости. «Поскольку наш рынок не регламентирован, а брокеры практически ничем, кроме честного слова, не защищены, ни для кого не секрет, что случаются на рынке казусы и откровенно некрасивые случаи при совместной работе над одним объектом, различные недопонимания, претензии, иногда даже финансовые», – отмечает Денис Попов.
Фото: Top Brokers Alliance
Ольга Тараканова, генеральный директор ORDO Realty, добавляет, что сейчас взаимодействие членов Альянса систематизировано, поскольку все они подписали соглашение о правилах работы как между собой, так и в целом на рынке с другими агентствами. «Суть соглашения состоит не только в принципах урегулирования вопросов коммерческого характера, но также описывает этические нормы и правила, которых в равной степени должны придерживаться все партнеры», – уточняет Ольга.
По мнению Анастасии Могилатовой, появление на рынке альянса призвано изменить отношение клиентов к консультантам и риэлторам, повысить статус этой профессии, установить единые стандарты качества оказываемых услуг сотрудниками риэлторских и консалтинговых компаний, ввести единые принципы работы с клиентами.
Мария Котова, управляющий партнер компании Blackwood, так охарактеризовала причину, по которой компания приняла решение стать членом Альянса: «Ландшафт рынка элитной недвижимости меняется, перед его участниками возникают новые вызовы, растет уровень требований со стороны потребителей. Профессиональным брокерам, которые надолго и всерьез пришли на этот рынок и дорожат своей деловой репутацией, необходимо было ввести стандарты деловой и профессиональной этики, которые определят качественный ход развития индустрии».
Помимо этической составляющей Альянса, в результате партнерства появился сайт topba.ru. Как отмечает Дмитрий Халин, управляющий партнер Savills в России, на этой площадке сосредоточено более 90% всех реализуемых объектов высокобюджетной жилой недвижимости Москвы и Московской области.
«Мы вычищаем дубли, ежемесячно совершенствуем портал topba.ru, и со временем это будет один из лучших ресурсов по поиску и реализации элитной недвижимости»
Денис Попов, Contact Real Estate
«Это очень важно, ведь теперь пользователям не нужно просматривать сайт каждого агентства в отдельности, потому что все предложения собраны здесь, – подчеркивает Дмитрий Халин. – Несомненным преимуществом также является отсутствие дублей и жилых объектов других сегментов рынка, что существенно экономит время потенциальных покупателей».
Однако, как опасается Ольга Тараканова, портал-агрегатор по элитной недвижимости эффективно сможет работать не более чем для 10 компаний. Специалист объясняет это тем, что увеличивать число компаний, которые за абонентскую плату имеют право выгружать свои объекты на сайт не выгодно, т.к. большинство городских и загородных объектов агентства продают не на эксклюзивной основе. «В случае пересечения одного объекта, например, у 6-7 агентств, от каждого агентства объект будет показан всего 3-4 дня в месяц, что существенно размывает потенциальную эффективность», – прогнозирует Ольга.
И вот тут вопрос о Top Brokers Alliance, который увеличился вдвое, становится особенно острым. С одной стороны, все опрошенные мной эксперты ответили, что чем больше членов в Альянсе, тем объективнее и полнее аналитика, которую партнеры презентуют на своих мероприятиях. Ведь предварительно все перепроверяется, чтобы максимально избежать неточностей. С другой стороны, по итогам последней встречи все заметили, что 8 спикеров – это уже не просто пресс-конференция, это масштабное, а главное длительное мероприятие, ведь на выступление каждого спикера отводится минимум 10 минут.
«Мы декларируем, что можем принимать в Альянс всех, кто готов подписаться под утвержденными стандартами работы, так как основная наша цель – цивилизованный рынок, – говорит Анастасия Могилатова. – Однако мы столкнулись с проблемой разноформатности компаний, желающих вступить в Альянс, поскольку кто-то из партнеров не имеет своей пресс-службы, у других нет в штате аналитического подразделения. К тому же, стало довольно сложно согласовывать решения при существующем пуле участников, не говоря уже о большем количестве тех, кто вступит в ТВА со временем. Вероятно, в ближайшее время нам предстоит всерьез заняться структурированием своей деятельности».
Фото: Top Brokers Alliance
О мероприятиях Top Brokers Alliance и презентуемой на них аналитике хотелось бы сказать отдельно. Каждые полгода Альянс организует пресс-конференции, на которых журналистам озвучивают главные тенденции рынка элитного жилья и прогноз развития ситуации. С моей точки зрения, мероприятия Top Brokers Alliance – одни из самых полезных среди всего многообразия ивентов, поэтому я стараюсь не пропускать ни одной встречи. Во-первых, все тренды подробно разбираются экспертами, во-вторых, журналистам выдают на руки распечатанную аналитическую презентацию, поэтому можно не бояться пропустить какую-то цифру – все перед глазами.
А еще пару недель назад Альянс провел пресс-конференцию на тему: «Итоги I полугодия 2016 года на рынке элитного жилья Москвы и Подмосковья. Тенденции и перспективы» в арт-центре EXPOSED. Видимо, выбор места подсказал организаторам замечательную идею: они пригласили художников, рисовавших шаржи на гостей. Казалось бы, серьезное аналитическое мероприятие, но как необычно, интересно и художественно все это было обыграно.
«Профессиональный бэкграунд должен быть услышан всеми участниками рынка недвижимости. Отсюда и большой интерес к отчетным мероприятиям, которые TBA проводит раз в полугодие. Подготовка к ним – отдельный процесс, наполненный идеями, драйвом, эмоциями, согласованиями, дискуссиями и снова согласованиями. Нескучно живем!»
Гагарина Наталья, ORDO Realty
Все это заставило меня заглянуть за кулисы Top Brokers Alliance, чтобы узнать, как работается в новом формате pr-службам всех восьми компаний Альянса, ведь именно они встречаются и обговаривают все до мелочей при организации пресс-конференций. И тут я приведу большой комментарий Екатерины Котеленец, PR-Директор Contact Real Estate, которая откровенно рассказала мне, какие плюсы и минусы влечет за собой новый расширенный состав участников:
- С одной стороны, пиарщикам агентств-партнеров работать стало намного сложнее, причем если с совместными релизами мы еще довольно безболезненно справляемся, то организация мероприятий – это всегда тяжкий труд. Раньше согласование деталей требовало финального «Ок» лишь от 4 спикеров и 4 пиар-служб, теперь, когда количество сотрудничающих компаний выросло на 100%, утвердить каждую мелочь общим числом голосов становится практически невозможно. Более того, иногда мы пытаемся избежать принципа «Лебедь, рак и щука» даже при выборе даты встречи для обсуждения предстоящего мероприятия: всегда кому-нибудь неудобно. Переписка пиар-команды Top Brokers Alliance вообще напоминает словесный джихад: за день корпоративная почта может принять около сотни писем с одним лишь названием «TBA». И это еще не самое сложное, учитывая то, что мы по итогам полугодий должны предоставить коллегам по рынку общую аналитику, согласованную и приведенную под общий знаменатель Top Brokers Alliance. Плюс «мелочи» вроде выбора концепции мероприятия, места, времени, распределения обязанностей и пр. и пр.
- В то же время, нельзя не отметить и то, что Альянс нас всех очень сильно дисциплинирует, особенно в последнее время. Благодаря профессионализму моих коллег из других пресс-служб и грамотному распределению обязанностей не получается чехарды, каждый осваивает свою небольшую нишу: кто-то занимается выбором площадки, кто-то кейтерингом, кто-то ищет подарки, кто-то берет на себя сбор финальных данных, кто-то верстает итоговую презентацию, кто-то пишет пресс-релиз, а кто-то приглашает журналистов. Кто-то больше, кто-то меньше, но все заняты делом. Конечно, каждый пиарщик в процессе подготовки мероприятия должен не забывать следующий нюанс: работа ведется именно с учетом интересов TBA, а не каждого конкретного агентства. Перетягивания одеяла на своего спикера мы все стараемся избегать, поэтому всегда пытаемся под каждое мероприятие подобрать формат, который бы не ущемлял ничьих прав: всем спикерам отведено равно количество времени, вопросов и т.д. С модератором этот момент в свою очередь очень строго проговаривается, поскольку темперамент у всех разный, словоохотливостью кто-то страдает больше, а кто-то меньше, но высказаться в итоге всем дают примерно одинаково.
- Более того, мы и выходы публикаций стараемся контролировать таким образом, чтобы ни одно агентство из общей обоймы TBA сильно не выделялось. Мне лично в свое время приходилось звонить в СМИ и просить поменять «как сообщили нам в Contact Real Estate» на «по данным Top Brokers Alliance», поскольку публиковать общую информацию от лица одного агентства неэтично. Конечно, у пиар-служб общих правил TBA по взаимодействию, как у брокеров, нет, мы придерживаемся только внутренних установок. Вероятно, нам с коллегами очень повезло, все обладают профессиональной чистоплотностью, поэтому никогда у нас не бывало случаев, чтобы кто-то выпускал собственный релиз по общим данным в пику всем остальным. Все мы понимаем, что совместными усилиями толкаем один большой локомотив, поэтому никто никогда не бежит впереди паровоза, за что большое коллегам спасибо.
За помощь в подготовке статьи благодарю Анастасию Могилатову, Дениса Попова, Дмитрия Халина, Ольгу Тараканову, Марию Котову, а также Оксану Кобзареву, Юлию Селькину, Екатерину Котеленец, Наталью Гагарину и Юлию Хабарову.
Дата публикации 13 июля 2016