Недавно стало известно, что Росбанк и ВТБ создают экосистему для всех стадий покупки жилья. Теперь клиент, который собирается приобрести квартиру в новостройке, получает доступ к дополнительным услугам по принципу «одного окна»: он может не только выбрать квартиру, но и оформить ипотеку, страховку и даже подобрать и купить строительные материалы и бытовую технику. О том, зачем это нужно банкам, специально для Новострой-М рассказал Илья Липкинд, директор информационного агентства «Саминвестор».
Идея объединения в едином информационном комплексе всех услуг, связанных с недвижимостью, не нова. Для клиентов удобство таких систем понятно – в рамках одного ресурса «не отходя от кассы» они могут выбрать квартиру, ипотечный кредит на ее покупку, подходящий страховой пакет и даже подобрать мебель и материалы для ремонта, а при необходимости – еще и потребительский кредит на их приобретение.
Причем в случае с банковскими проектами такого рода дополнительным удобством является возможность прямого оформления кредитов, поскольку подобная опция не всегда есть на независимых сайтах, работающих в качестве финансовых супермаркетов.
Для банков, особенно входящих в холдинговые структуры, прелесть подобной системы работы заключается в возможности прочно «привязать» к себе клиента, параллельно продавая как более полный пакет собственных услуг, так и услуги родственных компаний по принципу одного окна.
Жилищная экосистема – объединение всех услуг, связанных с приобретением недвижимости, по принципу «одного окна». Клиент банка может:
- выбрать квартиру;
- оформить ипотеку;
- подобрать страховку;
- выбрать мебель, бытовую технику, материалы для ремонта, оформить кредит на их приобретение.
Причем в настоящее время наличие единого информационного комплекса становится очень важным конкурентным преимуществом по нескольким причинам.
Во-первых, повторюсь, что сам банк извлекает прямую выгоду от «привязки» клиента, поскольку она позволяет финансовой организации параллельно предлагать клиентам и потребительские кредиты (на мебель, ремонт, приобретение бытовой техники), услуги родственных или аккредитованных страховых компаний (помимо обязательного страхования приобретаемой квартиры и здоровья и жизни заемщиков) и так далее.
При этом возрастает вероятность, что в перспективе клиенты будут более активно пользоваться и другими услугами банка, будь то пластиковая карта, открытие вклада или кредит на отпуск.
Во-вторых, с помощью подобного информационного ресурса банк может способствовать росту продаж квартир в домах застройщиков, которые кредитуются в этом же банке. А это выгодно для финансовых учреждений уже хотя бы потому, что снижает риски банкротства строительной компании из-за слабого спроса на ее новостройки.
Кроме того, большинство крупных банков реализуют партнерские программы с застройщиками в сфере ипотечного кредитования, которое подразумевает субсидирование строительными компаниями ставок по ипотеке, чтобы за счет более низкой стоимости кредитов поддержать продажи квартир в своих объектах. И, соответственно, финансовым учреждениям рост выдачи займов по подобным программам будет опять же выгоден.
В-третьих, тот же принцип стимулирования продаж распространяется и на прочих потенциальных клиентов банка (например, магазины, которые торгуют мебелью, строительными материалами или бытовой техникой и одновременно являются заемщиками в этом банке, риэлторские агентства, имеющие в банке расчетные счета и так далее).
Учитывая негативную динамику доходов населения, которая наблюдается в России в течение последних пяти лет, подобная поддержка может способствовать существенному улучшению финансовых показателей этих компаний.
При этом, помимо косвенной выгоды в виде повышения платежеспособности своих клиентов-юридических лиц, банк получает и прямую выгоду, поскольку становится более привлекательным партнером для магазинов и строительных компаний.
В перспективе такие информационные системы могут быть расширены как за счет набора услуг, косвенно связанных с приобретением новой квартиры, например, за счет организаций, занимающихся отделочными работами или мувинговых компаний (ведь в новую квартиру еще и переехать надо), так и не связанных (например, автодилеры и магазины, торгующие одеждой и прочими товарами повседневного спроса, поскольку в условиях снижения доходов им тоже необходима поддержка продаж).
Однако у всех этих проектов есть достаточно существенные минусы. Первый из них – это ограниченность предложения финансовых продуктов по сравнению с независимыми информационными ресурсами подобного типа, поскольку банки вряд ли загорятся идеей выдавать «чужие» кредиты, пусть даже за долю в прибыли.
Второй – определенная ограниченность прочего предложения. И интеграция с независимыми интернет-ресурсами в данном случае может и не решить проблему, поскольку сами независимые ресурсы вряд ли будут готовы делиться своими базами данных и терять трафик, рискуя в итоге понести потери клиентуры вплоть до фатальных, а банки в любом случае будут продвигать в первую очередь квартиры и услуги своих клиентов-юридических лиц.
Создание же некоего общего финансового мегасупермаркета, в котором крупные банки будут соучредителями (как в некоторых бюро кредитных историй) помимо противоречий между участниками может привести в нынешних условиях к монополизации этого сегмента интернета и, как следствие, к снижению качества подобных услуг.
Читайте также
«Сами мы не местные»: как дистанционная покупка квартиры в новостройке сохраняет время и деньги
Эксперты предупредили о будущем дефиците новостроек в Москве
Дата публикации 24 июня 2019