Алексей Оленев, заместитель директора департамента новостроек Est-a-Tet, рассказал порталу Novostroy-M.ru о ситуации на первичном рынке Московского региона летом 2015 года и итогах развития Новой Москвы спустя три года после присоединения территорий.
В конце прошлого года люди активно приобретали недвижимость, затем последовал период затишья, а сейчас как ведет себя покупатель?
Покупатели ведут себя довольно осторожно. Сейчас на рынке новостроек представлен широкий выбор самых разных проектов и уникальные условия приобретения – ипотека с господдержкой, длительные рассрочки, субсидированная застройщиками ипотека, бонусные программы с опциями в подарок и т.д. Несмотря на это, негативный экономический фон «тормозит» процесс принятия решения, поскольку многие люди просто не уверены, «потянут» ли они выплату кредита или рассрочки, если ситуация в экономике ухудшится. С другой стороны, хорошими стимулами, подталкивающими к покупке, являются все те же выгодные условия приобретения, вероятность скорого завершения ипотечных программ с господдержкой, а также завершение срока банковских вкладов, оформленных в декабре прошлого года на фоне ослабления рубля. Потенциальный спрос есть, мы фиксируем хороший поток звонков, однако покупателя нужно убеждать и показывать очевидную выгоду от приобретения недвижимости именно сейчас.
На какие квартиры спрос сейчас минимальный? Почему?
Как и всегда, наименьшим спросом пользуются проекты, которые не «попали» в адекватную своему классу и характеристикам цену. Если дом расположен не в самом удачном месте или имеет не лучшую транспортную доступность, это еще не значит, что его не будут покупать. Здесь встает вопрос цены – если она адекватна данному предложению, спрос будет.
Самые востребованные по-прежнему компактные «однушки» и студии?
Безоговорочная востребованность «однушек» и студий – уже далеко не аксиома для рынка, поскольку люди задумываются при покупке недвижимости о будущем расширении семьи, и с этой точки зрения даже самая просторная однокомнатная квартира с хорошей планировкой менее предпочтительна, чем «двушка». «Однушка» или студия – это хороший стартовый вариант для молодых семей или холостяков, которые приобретают ее в качестве первого жилья.
Летом традиционно девелоперы предлагают скидки на квартиры. В этом году характер скидок чем-то отличается от предыдущих лет?
Этот год отличается от предыдущего не тем, что скидок стало больше или меньше, летом они бывают почти всегда, а тем, что застройщики разрабатывают новые финансовые инструменты для выгодного приобретения жилья. В первую очередь, это маркетинговые ставки по ипотеке, когда девелоперы субсидируют ставку по программам с господдержкой и опускают ставки до 7-8%. Для покупателей это может быть не столь очевидная выгода как от прямых скидок, зато не менее ощутимая в пересчете.
Помимо скидок покупателям предлагаются и беспроцентные рассрочки до конца года или даже до сдачи дома в эксплуатацию. По вашим наблюдениям, кто таким образом покупает квартиры и какими обычно бывают первые взносы, ведь даже если внести 70-80% от стоимости жилья, ежемесячные выплаты могут быть по 150-200 тыс. рублей.
Рассрочка – это действительно, продукт для ограниченной аудитории из-за довольно высоких взносов, однако и на него есть спрос, например, со стороны покупателей, у которых основные денежные средства сейчас вложены в бизнес, и извлечь их для оплаты жилья они могут через какой-то промежуток времени. Или клиенты с высоким уровнем дохода, которым не хотелось откладывать покупку, но полной суммы у них на руках пока нет.
В этом году уже три года исполнилось Новой Москве. Отношение покупателей к новостройкам на данной территории меняется? Что именно изменилось и почему?
Новая Москва с учетом планов властей по развитию этих территорий и наличием московской прописки в глазах потребителей была и есть привлекательная локация, но открытым так и остается вопрос с уровнем развития инфраструктуры и обеспеченности рабочими местами. Пока жителям таких активно застраиваемых населенных пунктов как поселки Сосенское, Коммунарка и Десеновское приходится отвозить детей в школы или лечиться в соседних новомосковских городах или в ближайших московских районах, например, Бутово. Конечно, застройщики стремятся обеспечить свои проекты всей необходимой инфраструктурой, однако большинство объектов сейчас находятся в фазе активного строительства.
Некоторые эксперты говорят, что в будущем цены на жилье в Новой Москве сравняются с московскими. Согласны ли вы с этим? Действительно ли есть предпосылки к этому?
Ряд московских «замкадных» районов и наиболее развитые районы Новой Москвы уже сравнялись по уровню цен, а в ряде случаев новостройки Новой Москвы обогнали московские проекты. Если проект в Новой Москве находится на высокой стадии строительной готовности, не очень удален от Москвы и есть удобные выезды на МКАД, рядом с ним уже функционирует станция метро или планируется в обозримом будущем ее открытие, имеется вся необходимая инфраструктура, то его стоимость может превышать ценник московских проектов в менее развитых локациях.
Логично предположить, что, если цены будут одинаковыми, люди предпочтут жилье в старых границах столицы. Чем тогда должна привлечь покупателей Новая Москва?
Если из присоединенных территорий добираться до Москвы будет удобней, а вариативность транспортного сообщения будет выше (несколько автомобильных трасс и выездов, метро, железнодорожное сообщение), то при прочих равных проекты в Новой Москвы ничем не уступают, а в ряде случае могут быть и привлекательней проектов в «старых» границах Москвы, которые находятся на удалении от МКАД.
А кто вообще сегодня покупает жилье в Новой Москве? Каков портрет покупателя?
Среди покупателей жилья в Новой Москве, как правило, доминируют москвичи – их доля составляет в среднем 60-70% от общего числа покупателей. Далее идут жители других регионов России – еще 15-20% и чуть меньше приходится на покупателей из Подмосковья. Чаще всего это люди в возрасте от 36 до 45 лет – самая экономически активная прослойка населения. В структуре сделок порядка 35-40% приходится на ипотечные сделки.
Каков ваш прогноз на второе полугодие текущего года? Что ожидает рынок новостроек Московского региона?
Сейчас очень сложно прогнозировать, что будет с рынком, поскольку он находится во власти, в том числе общеэкономической ситуации в стране. Если она выровняется, то и платежеспособность покупателей будет расти, и потенциальный спрос сможет успешно реализоваться.
Какие объекты будут представлены на выставке «Недвижимость» этой осенью? Планируются ли, какие-либо акции, спецпредложения?
В портфеле проектов компании Est-a-Tet представлены объекты в разных ценовых сегментах в Москве, Новой Москве и Московской области с суммарной площадью более 9 млн кв. м. Все их и плюс новые проекты мы представим на выставке.
Будет ли Est-a-Tet проводить семинары для посетителей?
Обязательно, у нас запланировано четыре семинара в рамках выставки «Недвижимость» в ЦДХ. В субботу пройдет три семинара на темы: «Обзор новостроек у метро и с удобной транспортной доступностью», «Обзор новостроек с бюджетом покупки до 4 млн рублей», «Какую недвижимость лучше покупать?», а в воскресенье – семинар «Как выбрать новостройку и не ошибиться?». На семинарах специалисты компании Est-a-Tet расскажут о самых интересных предложениях на первичном рынке Московского региона, о том, на что необходимо обращать внимание при выборе квартиры в новостройке, как правильно оценить транспортную доступность и где реализуются проекты с хорошим транспортным сообщением и минимальными бюджетами покупки. Скачать бесплатный билет можно на официальном сайте выставки.
Читайте также:
Кому в Новой Москве жить хорошо
Дата публикации 23 июля 2015