Рейтинг@Mail.ru
Переверните экран

«Мы – не лицо реновации, мы – инструмент, но не бульдозер, а карандаш с мозгами»

Иван Колманок, основатель бюро AI-architects и сооснователь консорциума I-Renovation, рассказал порталу Новострой-М о том, почему команда решила участвовать в архитектурном конкурсе на разработку концепций реновации экспериментальных площадок в Москве, что такое интеллигентная реновация и волновое переселение.

Что представляет собой ваш конгломерат – I-Renovation? Какие специалисты работают над проектами?

Консорциум I-Renovation создан для участия в конкурсе на реновацию жилых кварталов Москвы. Сегодня мы работаем над проектом обновления района Хорошево-Мневники. Мы назвали консорциум I-Renovation - интеллигентная реновация, потому что в центре нашего внимания социальный аспект реновации.

Специально для конкурса мы создали команду, которая объединяет профессионалов нескольких архитектурных и проектных бюро, научно-исследовательских институтов. Консорциум I-Renovation включает в себя архитекторов, урбанистов, инженеров, проектировщиков, специалистов по транспорту, экономистов, социологов.

Очень небольшое количество архитектурных фирм обладают всеми необходимыми компетенциями сразу, поэтому участники архитектурного конкурса специально объединились, ведь такой масштабный проект подразумевает сосредоточение профессионалов.

Мы не просто работаем с кварталами и районом - мы ставим себе задачу сформулировать новую философию жизненного пространства, создать универсальный инструмент, отвечающий задачам завтрашнего дня – задачам, которые непрерывно ставит нам город, развивающийся и растущий в быстром темпе. И своим заказчиком в этом масштабном проекте мы видим жителей города - конечных бенефициаров программы реновации.

Почему вы решили принять участие в конкурсе программы реновации жилья в Москве? Чем интересен этот проект?

Этот конкурс - не только архитектурный, здесь важны социальные, экономические, культурные аспекты. Задач такого масштаба и сложности нигде в мире больше не будет: только в первую очередь программы попало 5 000 домов. Проект реновации сильно отличается от разработки концепции обычного городского квартала: пятиэтажки построены при другом политическом строе, в рамках масштабного эксперимента, аналогий этому проекту нет. Проект реновации по сути заказывает новый город Москву.

Когда строились пятиэтажки - никто не думал, насколько это строительство грамотно с экономической точки зрения, потому что экономика была не рыночной, а плановой. То, что мы делаем сейчас, уже имеет рыночный окрас. Это принципиальное различие, которое носит и культурный характер, и экономический, и политический.

Это и отличает конкурс от застройки современных кварталов, скажем, в Новой Москве, где надо расселить людей. А программа реновации подразумевает, что людей нужно переселить обратно. В рамках программы реновации людям, которые любят свой дом, свой район, надо предоставить новые условия. Они по-прежнему будут любить свою набережную, автобусы, метро, и нам нужно сделать новый проект с учетом этих обстоятельств, бережно работая с существующей городской тканью, учитывая мнение жителей и их чувства.  

Марат Хуснуллин заявил, что «реновация - не девелоперский проект, а социальный». Как ваша компания это понимает? Городу надо сэкономить, и победит тот, кто предоставит наиболее бюджетный проект? Что представляет собой ваш проект, созданный для конкурса?

Во-первых, мы пытаемся понять, что программа реновации значит для людей. Если бы мы об этом не думали, то наш проект был бы похож на обычный современный подмосковный квартал. Взяли бульдозер, снесли, а затем на этом месте чудесным образом появился новый квартал.

Наша задача не продемонстрировать, какие мы классные архитекторы, а в том, чтобы разобраться в социальной проблеме кварталов. Как устроены все взаимосвязи, что делать с тем, что уже построено. Мы подробно анализируем все обстоятельства района – транспортные, социально-культурные, экономические, изучаем его историю.

Какие решения вы предлагаете?

Перед нами стоит задача волнового переселения, и мы должны рассказать каким образом надо начинать переселять людей: вот здесь построить первый дом, в него переселить из второго, третьего и т.д. Это заявлено в конкурсе, и мы думаем, как эту задачу решить.

Первичен комфорт самих жителей. Если школа находится среди сносимых домов, первым делом мы построим новую школу, чтобы дети не ходили на уроки мимо стройки, дыша строительной пылью, и не слушали шум во время занятий. Сначала нужно построить школу, в том месте, где пыли и шума не будет, а потом уже думать о том, какой дом снести первым, а какой вторым. В этом и есть смысл нашего подхода.

Вы думаете, что власти поддержат первоначальное строительство инфраструктуры, а не жилых домов?

Я думаю, что это будет инновацией, потому что еще никто не разрабатывал программу так глубоко. Нас всех попросили участвовать в этом конкурсе для того, чтобы мы подумали, как реализовать задуманное. Нужно найти максимум мнений для того, чтобы сделать реновацию наиболее правильной.

Волновое переселение подразумевает, что мы взяли людей, построили им новый дом и снесли дом, где они жили. Все остальное за рамками процесса. Но ведь и остальные аспекты тоже должны рассматриваться, иначе получается, что эти люди живут в вакууме, их просто берут и переселяют, и все остальное не учитывается. Это неправильно, поэтому мы и должны все это разрабатывать.

Вы общаетесь с жителями районов и узнаете их мнение, часто ли их советы полезны? Как вам помогает мнение жителей? Готовы ли вы на основании мнения москвичей вносить изменения в проект? На каком уровне? Как будете искать компромисс?

В этом и есть смысл нашего проекта - он социальный, в центре нашего внимания - человек. Мы все это делаем для того, чтобы найти правильное решение. К примеру, многие люди отмечают, что им важен уют и камерность двора, и настаивают, что это для них самое главное.

 

Много пожеланий связано с улучшением качества транспортной инфраструктуры, поэтому наши специалисты по транспорту предлагают такие решения, которые позволят улучшить ситуацию даже при увеличении нагрузки на транспортные сети района. Жителям не хватает спортивной, рекреационной, торговой инфраструктуры – и наш проект создает условия для удовлетворения этого запроса.

А как же урбан блоки?

Урбан-блоки отвечают запросу на приватность территории, на наличие собственного дворика, на наличие сервисной инфраструктуры. На наш взгляд, необходимо функциональное зонирование придомовых территорий таких блоков, чтобы учитывались интересы разных групп жителей: детская площадка требует мало места, для нее можно сделать отдельный маленький двор, а тех, кому необходим иной досуг – разместить в других дворах.

В рамках своего проекта вы будете это разграничивать?

В рамках нашего проекта мы предложим блоки, в которых будет много разных тем - дворы разного смыслового и функционального наполнения, различная этажность домов. Мы хотим, чтобы все интересанты получили то, чего они хотят. Проект будет реализовываться до последнего дня.

Конкурс базируется на грамотной и хорошей идее. Но для ее реализации нужно взять максимум информации о проекте: историю, культурные тренды. Все это переварить и выдать идеальное решение.

Что такое комфортная городская среда? Какие элементы должны присутствовать сегодня в современном городе?

Это сложный вопрос. К примеру, в Хорошево-Мневниках есть небольшой парк. И если мы его сделаем современным, то вся Москва, туристы поедут гулять в этот парк. А жильцы отнесутся к этому негативно. Поэтому мы должны делать проекты, ориентированные на локальных жителей. Вау-фактор в этом случае не работает.

Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов говорил, что на месте пятиэтажек появятся дома высотой 14 этажей, но теперь уже Марат Хуснуллин не исключает и 25-этажные дома. Какая высотность у вашего проекта?

Не дам четкого ответа на ваш вопрос, потому что сейчас все только проектируется, в проект будут дома различной этажности – это обусловлено здравым смыслом. Есть дома 7-этажные, мы рассматриваем и 20-ти этажные - если на отдельных участках они будут объективно лучше, мы их оставим в проекте. К примеру, в нашем районе есть участки, где сносимые пятиэтажки со всех сторон окружены многоэтажными новостройками, - разумно ли будет на месте такой пятиэтажки возводить семиэтажный дом или разумнее увеличить этажность?

Зачем увеличивать плотность застройки? Можно ли этого избежать?

Есть глобальный тренд: все города растут внутрь, увеличивается их плотность. Окраины уменьшаются, а сам город растет. Это мировая тенденция, и люди, которые смотрят в будущее, утверждают, что когда-нибудь страны прекратят существовать, а города останутся.

Москва не может расширяться до бесконечности, поэтому ничего не остается, кроме как увеличивать плотность. Если хотите жить в городской среде, примите правила игры. Когда строили пятиэтажки, подразумевали, что город находится внутри нынешнего МЦК, а там, где возводились «хрущевки», было Подмосковье. Сейчас это стало Москвой. Мы не можем расширять город до бесконечности, ведь Москва уже очень большая - диаметром 35 километров, это неслыханная вещь. Площадь большинство городов в мире гораздо меньше.

С какой целью была создана трансляция вашей работы в соцсетях?

Когда началась работа над проектом, мы провели встречу с жителями, к нам пришла сотня активистов, которые рассказывали нам, что для них является наиболее важным в реализации программы. Мы получили информацию из первых рук и учитываем эти данные в работе над проектом.

Зачем мы делаем трансляции в соцсетях? Потому что это проект, у которого миллион интересантов, почему же не посвящать их в курс событий? Архитектура весьма закрытая профессия: нередко мы, архитекторы, что-то делаем, а общество вокруг домысливает, появляются напрасные опасения. Но реновация - социальный проект, поэтому мы сделали работу над проектом прозрачной в первую очередь для ее конечных бенефициаров - жителей.

Как выстраивается обратная коммуникация?

В режиме online мы общаемся с жителями района Хорошево-Мневники, отвечаем на их сообщения и письма, обрабатываем все поступающие запросы. В октябре мы проведем вторую встречу с жителями, где расскажем и покажем, как их пожелания учтены в проекте, обсудим вопросы, которые возникли у нас в процессе работы.

Мы – не лицо реновации. Мы инструмент, но не бульдозер, а «карандаш с мозгами», готовый зафиксировать и внести в проект все, что важно для людей.

Дата публикации 10 октября 2017
Рассылка новостей
Раз в неделю мы будем присылать вам самые интересные новости о недвижимости на почту
Полезное
Следите за обновлениями Новострой-М на самых популярных площадках интернета
Наш Telegram
Мы в Яндекс.Дзен Канал на Youtube
Читайте также:
«Покупатель стал избирательнее, и это диктует новые подходы»
Решиться на покупку квартиры в условиях отмены большинства льготных госпрограмм и повышения ключевой ставки всё сложнее. Именно поэтому многие откладывают приобретение жилья на неопределённый срок. Как застройщики стимулируют продажи и адаптируются к новым реалиям,...
06 декабря 2729
«Спрос на квартиры с отделкой остается высоким: покупатели стали больше доверять готовым дизайнерским решениям»
От детских площадок, созданных по эскизам известных художников, до многофункциональных лобби – о том, какие сегодня основные «фишки» используют застройщики в современных ЖК и каковы главные тренды в архитектуре, благоустройстве и технологиях...
22 мая 7346
«Любые ужесточения требований к заемщикам в рамках льготных программ станут вредным решением»
Рынок новостроек Новой Москвы восстановился, цены перестали расти галопирующими темпами, но покупателям не стоит расслабляться, считает Владимир Щекин, основатель и владелец Группы «Родина» (девелопер авторского жилого кластера RDD в Новой Москве). О...
22 сентября 2023 14537
В новостройках появились торговые ряды: новоселы выходят за покупками в тапочках
Уход с российского рынка ряда крупных международных брендов повлиял на сегмент офисной недвижимости и торговых центров. Однако сектор стрит-ретейла оказался более устойчивым в кризис. Сергей Нюхалов, генеральный директор компании «Аструм Недвижимость»,...
11 августа 2023 20198
«Покупатели превращаются в “социальных” инвесторов»
Ситуация на рынке жилья стабилизируется. Одновременно меняется портрет покупателя, который старается вкладываться в жилые кластеры, инвестируя таким образом в будущее своей семьи. Владимир Щекин, владелец Группы «Родина» (девелопер жилого...
24 апреля 2023 18416
«Клиент сегодня не покупает квартиру, он покупает среду» – эксперт об изменении стандартов качества жилья после пандемии
После локдауна жители столицы особенно остро ощутили необходимость собственного пространства и грамотного зонирования помещений. Наиболее востребованными среди покупателей остаются проекты в районах с развитой инфраструктурой, при этом вырос спрос на квартиры с...
25 июня 2021 23807
«Последние 5 лет на набережных заявляется все больше крупных жилых комплексов комфорт- и бизнес-класса»
Фокус благоустройства общественных пространств в Москве все больше смещается в сторону набережных. Развитию тренда способствует выход на рынок «у воды» крупных проектов редевелопмента промышленных зон, готовых инвестировать в речные берега. Возможно,...
05 мая 2021 21863
«Недвижимость всегда была привлекательным объектом для инвестиций. Обусловлено это защищенностью капитала»
Ослабление рубля и запуск программы льготной ипотеки увеличили число инвесторов на первичном рынке во много раз. И сейчас, пока остается возможность оформить дешевую ипотеку на покупку жилья, а национальная валюта по-прежнему нестабильна, все больше граждан решаются на...
22 апреля 2021 16589
Популярно на Новострой-М
Посмотреть все спецпредложения

Скидки и спецпредложения от застройщиков