Новый Арбат – одна из самых молодых улиц в центре Москвы. До 1963 года между Старым Арбатом и Большой Молчановкой были: улица Вахтангова, Кривоколенный, Серебряный, Кречетниковский, Дурновский и еще с десяток переулков, площадь Собачья площадка, но никакой полуторакилометровой и прямой как стрела улицы не было.
Планы прорубить магистраль, которая соединила бы Арбатскую площадь и Смоленскую набережную, возникли еще в 30-е годы. Проспект, идущий из центра города к Дорогомиловской Заставе на другом берегу Москвы-реки, фигурирует в Генплане развития столицы 1935 года. Но из-за войны масштабную стройку пришлось отложить, и идею воплотили в реальность уже при Хрущеве, в 1963-м.
Новый проспект Калинина отстраивался в тренде 60-х. С одной стороны на общем застекленном стилобате длиной 850 метров и высотой в два надземных и два подземных этажа стоят в ряд четыре высотки в форме раскрытых книг (дома № 11, 15, 19, 21), где в советские времена располагались восемь министерств промышленности, металлургии и машиностроения. Завозить товары в расположенные в стилобате магазины полагалось по специальному тоннелю. По другую сторону проспекта, напротив 26-этажных «книжек», возвели пять каркасно-панельных жилых высоток серии 1-МГ-601-Ж. В каждой 24-этажке находилось 176 квартир, предназначенных для чиновников и советской творческой интеллигенции.
Ансамбль проспекта Калинина оставлял сильное, но неоднозначное впечатление. Архитекторы называют его системой «закрытого» типа. Целостная и продуманная улица в то же время совершенно не вписывается в окружение. Это легко заметить и сейчас, переходя со Старого на Новый Арбат по Серебряному или Большому Николопесковскому переулку, а в шестидесятые контраст между уцелевшими особняками XIX века и многоэтажками в стиле советского конструктивизма был еще разительнее.
Более того: вычерченный по линейке ряд домов-башен изменил панораму города, и сталинские высотки уже не были безусловными доминантами. В следующий раз настолько кардинально силуэт столицы изменился уже в XXI веке, во время строительства «Москва-Сити».
Фото: oldmos.ru, Wikipedia.org
Дата публикации 24 мая 2013