Руководитель Департамента развития новых территорий города Москвы Владимир Жидкин рассказал порталу Novostroy-M.ru о том, что будут строить в Новой Москве в ближайшие годы и как девелоперов привлекают к созданию инфраструктуры в регионе.
Все проекты в Новой Москве реализуются за счет инвесторов или есть те, которые реализуются в рамках государственно-частного партнерства? Какие?
На территории Новой Москвы большая часть проектов реализуется на средства инвесторов. Всего до 2035 года на развитие региона планируется потратить порядка 7 трлн рублей, в том числе 5 трлн – на строительство жилой и коммерческой недвижимости, а 2 трлн – на инженерную, транспортную и социальную инфраструктуру.
Активными темпами сегодня развивается строительство в Румянцево. Здесь возводится крупный административный центр Comcity. Среди якорных арендаторов – «Ростелеком». Кроме того, уже подписаны договоры с компаниями, готовыми переехать сюда из своих офисов, расположенных в старых границах Москвы.
Также более 10 тыс. офисов международных и российских компаний будут находиться в крупнейшем логистическом центре в поселке Киевский. По оценке специалистов, общий объем инвестиций в данный проект - 7 млрд долларов США. Главный инвестор – МИГ (международная инвестиционная группа).
Также компания «Мортон» намерена реализовать масштабный проект в деревне Середнево поселения Филимонковское. Здесь появится IT- и фармацевтический кластеры общей площадью 900 тыс. кв. м. Однако помимо этого «Мортон» планирует и строительство жилого комплекса площадью 1,3 млн кв. м. Интересно, что компания выразила готовность развивать и дорожные сети в данной локации. Причем помимо дорог в Середнево она построит дорогу между Киевским и Калужским шоссе, потратив на это до 9 млрд рублей.
Какая работа ведется в плане обеспечения Новой Москвы объектами социальной инфраструктуры?
Строительству объектов социальной инфраструктуры на новых территориях уделяется особое внимание. Для этих целей привлекаются застройщики, готовые вкладывать средства в данные проекты. Кроме того, проекты жилых комплексов, не предусматривающие возведение детских садов, школ, поликлиник и т.д., даже не рассматриваются. Более того, ряд проектов были пересмотрены уже на этапе их реализации с целью увеличения количества социальных объектов. Таким образом, ожидается, что в будущем местные жители будут обеспечены всем необходимым для комфортной жизни.
Динамика строительства соцобъектов такова: 2012 год - 3 детских сада. 2013 год - 1 медицинский корпус, 1 поликлиника на 400 посещений, 3 детских сада на 480 мест, 2 школы на 1 675 мест, 1 физкультурно-оздоровительный комплекс. 2014 год - 1 поликлиника на 300 посещений (сдана в марте), 10 детсадов на 1 915 мест (7 внебюджетных, 3 бюджетных), 2 школы на 900 учащихся (1 бюджетная, 1 внебюджетная).
Помимо этого, в 2013-2014 годах по Соглашению, заключенному между Правительством г. Москвы и компанией «Транснефть», на новых территориях были построены 4 быстровозводимые поликлиники в сельских населенных пунктах. В планах на 2015 год строительство 5 поликлиник на 2 080 посещений в смену (2 бюджетные, 3 внебюджетные), 1 подстанция скорой медицинской помощи, 16 детских садов на 3 320 мест (3 бюджетных, 13 внебюджетных), 8 школ на 9 465 учащихся (1 бюджетная, 7 внебюджетных).
Таким образом, в период с 2014 до 2017 г. в Новой Москве будет построено порядка 60 объектов социальной инфраструктуры. Безусловно, львиную долю из них составляют образовательные учреждения – детские сады и школы, на проектирование и строительство которых в общей сложности до 2035 г. будет потрачено 256 млрд рублей. Еще 75 млрд рублей инвестируют в медицинские учреждения, а 8 млрд рублей – в спортивные и культурные.
Часто ли девелоперы передают детсады и школы в Новой Москве на баланс города, где они построены. Заинтересованы ли в этом власти?
Конечно. Учреждения детсады и школы передаются департаменту образования, больницы, поликлиники – соответственно, департаменту здравоохранения. Разумеется, власть для того и существует, чтобы решать задачи социальной важности. А социальные стандарты в Новой Москве не отличаются от общемосковских.
В каких локациях Новой Москвы сейчас высокая транспортная доступность? В каких направлениях наиболее активно ведется работа по ее улучшению?
Транспортный вопрос наиболее остро стоит в Новой Москве, так как многие дороги необходимо строить с нуля. В течение ближайших 15 лет на повышение транспортной доступности региона планируется потратить 1 трлн рублей. На эти деньги построят около 2 тыс. км автодорог, три ветки метро, а также реконструируют Киевское и Курское направления железной дороги. Таким образом, удастся наладить сообщение не только между Новой и старой Москвой, но и внутри самой Новой Москвы.
В настоящее время активными темпами ведется строительство двух станций метро – в Румянцево и Саларьево. Они станут продолжением Сокольнической линии, следующими после станции «Юго-Западная», «Тропарево». Их открытие намечено на 2014 г. Помимо этого решается вопрос с прокладкой еще двух других веток – в Коммунарку и чуть западнее. Возможно, что будет и четвертая ветка, но пока об этом говорить рано.
Что касается наземного транспорта, то работа ведется и в этом направлении. Конечные станции метро соединит скоростной трамвай. На Киевском и Калужском шоссе, а также будущей трассе Солнцево-Бутово-Видное будут выделены линии для скоростного транспорта. Будет ли он рельсовым или безрельсовым пока неясно, ситуация станет понятна через два-три месяца.
Кстати, уже в текущем году начнется масштабная реконструкция Калужского шоссе. От Саларьево в Троицк пойдет новая 6- или 8-полосная дорога. Кроме того, специалисты сейчас разрабатывают проект планировки реконструкции автодороги Боровское шоссе – Киевское шоссе – деревня Ботаково через деревни Рогозинино и Верховье.
Возлагаются ли на девелоперов обязательства по обустройству прилегающей к новостройкам территории, в том числе и строительство дорог?
В настоящее время на рассмотрении находятся 29 проектов развития дорожно-транспортной инфраструктуры Новой Москвы, реализацией которых займутся инвесторы.
Пожалуй, в решении дорожных проблем в первую очередь заинтересованы строительные компании, занимающиеся возведением жилых домов. Конечно, они строят дороги внутри своих жилых комплексов, а также возле них, как это предполагает проект, однако немаловажное значение для покупателя при принятии решения о приобретении квартиры является дорога от дома до метро или до центра. В связи с этим девелоперы проявляют интерес к строительству дорожных сетей общего пользования. Таким образом они надеются значительно повысить привлекательность новостроек.
Ранее я уже отметил готовность компании «Мортон», возводящую жилой комплекс в Середнево, построить дорогу между Киевским и Калужским шоссе. Также группа компаний «Масштаб» выразила желание вложить собственные средства в строительство двух станций метро - «Новаторов» и «Коммунарка».
В целом стоит сказать, что у инвесторов значительно вырос интерес к реализации в Новой Москве объектов социальной и дорожной инфраструктуры.
Какие локации Новой Москвы, на ваш взгляд, уже сейчас могут составить конкуренцию старомосковским по уровню развития инфраструктуры и качеству строящегося жилья?
Разумеется, населенные пункты, максимально приближенные к МКАД, по всем этим параметрам наиболее предпочтительны. Коммунарка, Румянцево, например. Никого не хочу агитировать, рекламировать, сошлюсь на аналитиков. Они сравнили присоединенные к Москве территории и остальную Московскую область по нескольким параметрам и пришли к выводу: несмотря на то, что территория Новой Москвы раньше была таким же Подмосковьем, жить там теперь стало значительно комфортнее. А по ряду параметров и выгоднее. А если брать такие вопросы как обеспеченность местами в детсадах, школах и другими объектами социальной инфраструктуры, стоимости жилья, экологии, то Новая Москва становится вполне конкурентоспособной столице, не говоря уже о городах Московской области.
Дата публикации 28 апреля 2014