Почему, чтобы выехать из Красногорска утром - нужно 40 минут, почему Новая Москва не стала малоэтажной, а главное - почему города «фактически убивают стройками», специально для Новострой-М рассказывает Марта Савенко, основатель проекта «Съёмное».
ПРИГОРОД КАК ЛОВУШКА
В то самое время, когда городское население планеты растет на миллион человек в неделю, появляются идеи из российских горожан сделать сельских жителей. Почему это вредная утопия? Рассказываю.
Богатые тоже трясутся
На фоне творящейся в нашей стране – и нарастающей год за годом строительной вакханалии то и дело раздаются голоса: «Прекратить строить многоэтажки! Давайте развивать индивидуальное домостроение! Каждому горожанину по двухэтажному дому и приусадебному участку!» И подаются эти лозунги как возможное решение застарелой российской жилищной проблемы.
Не смешно, господа. Взрывной рост ИЖС – это тупиковый путь. Размазанные по огромным пространствам отдельные поселки = отсутствие качественной инфраструктуры, как дорожной, так и социальной, торговой и т.д. На примере Подмосковья мы уже знаем, что это так. Вот послушайте, приведу всего один пример – но зато показательный.
Однажды группа отраслевых журналистов поехала в один из самых известных – и крупных (это важно) элитных подмосковных посёлков. К тому времени он был уже сдан в эксплуатацию, и с этого момента прошёл не один год. Свернув с Новой Риги, мы тряслись в микроавтобусе минут 15 по узеньким и разбитым дорогам. У меня вопрос.
Если самые богатые не могут позволить себе даже приличные подъездные пути, что говорить об остальных?
Сытые и близкие
Мне рассказывают, что хороших и процветающих поселков в Подмосковье отнюдь не мало. Да, говорю, я была в таких. Вот возьмите Павлово: и торговая инфраструктура есть, и школы, и детские сады, и даже с дорогами относительный порядок. А теперь вспомним, когда это было построено, на какие деньги и почему.
Все же очень просто: дальновидный девелопер собирался осваивать большие земли, и понимал, что посреди поля желающих жить и даже отдыхать не очень-то много. Поэтому выбор был простой: либо он в эту клятую инфраструктуру вложится, либо у него будут покупать все меньше и меньше. Но пришли злые голодные времена, и там, где должны были вырасти поселки бизнес-класса, заложили малоэтажку – только ее тогда и скупали. А масштабное строительство инфраструктуры сошло на нет.
И в целом: все качественные поселки делятся на два вида. Первые расположены близко к трассам – и соответственно, необходимые для жизни учреждения для них хотя бы транспортно легко доступны. Вторые (их меньше) построены в сытые времена. На их обустройство и обеспечение инфраструктурой затрачены несопоставимые количеству проживающих деньги. Я не против пригородов и дачных поселков как таковых, они были, есть и будут. Но подавать ИЖС как национальную идею, как тренд, призванный прийти на смену многоэтажному строительству? Пардон.
Азбучные истины
Даже удивительно, что мне придется сейчас написать то, что я собираюсь написать. Вроде бы это должно быть ясно любому взрослому человеку, и даже старшие школьники вполне в состоянии сложить два и два. Однако эту аксиому приходится доказывать раз за разом.
Какая угодно инфраструктура выживает и становится прибыльной там, где есть устойчивые и достаточные для нее клиентские потоки.
Откроете вы магазин в лесной чаще, даже если там вдруг случайно построили здание для него? Нет, потому что покупателей у вас в магазине будет в лучшем случае два, и не в день, а в неделю, и не круглый год, а летом.
Когда в Новую Москву повели метро и стали реконструировать и расширять там дороги? Правильно, когда туда понаехали девелоперы и понастроили там столько многоэтажного жилья, что дальнейшее безразличие властей к транспортным и социальным проблемам новомосквичей стало грозить бунтом.
Миллион в неделю
Все вышесказанное подтверждается цифрами, и не росстатовскими, а мировыми. Во всем мире люди стремятся в города. Их население растёт, сельское население падает. По статистике Всемирного банка, в 1900 году на планете насчитывалось около 360 городов, где население превышало 100 тыс. человек. В 1950 году их было 950, а в начале 80-х годов - 2368. Что мы видим? Рост в 6,5 раз.
Еще более потрясающие данные мы видим, когда смотрим на то, как растет городское население. В 1900 году оно составляло 224,4 млн человек, или 13,6% от всего населения земного шара. К середине ХХ века эти цифры выросли соответственно до 730,4 млн и 28,9%.
Во второй половине столетия население городов росло в среднем на 42,8 млн человек в год и к 2000 году достигло 2,87 млрд человек, при этом их доля превысила 47%. А в ХХI веке число горожан стало увеличиваться на 53,4 млн человек в год, то есть более чем миллион человек в неделю, и к 2014 году их стало 3,9 млрд человек, или 54% населения планеты.
Прогнозируют, что к 2050 году в городских агломерациях будет проживать уже 66% населения Земли. Кстати, в России городское население составляет 74% - и эта цифра, с небольшими отклонениями (менее 2%), держится с 1989 года, так что крушение советского режима никак не повлияло на отношения города и деревни.
Чей это гешефт?
Три четверти российского населения традиционно живет в городах – и очевидно, не собирается менять этот образ жизни. Города во всем мире растут, и темпы этого роста увеличиваются. Но именно по этой самой причине необходимо относиться к городскому строительству с пристальным вниманием, контролировать выполнение генпланов и рост населения. А у нас все наоборот.
Вы только представьте себе: население абстрактного города Aпчихинска составляло, допустим, 3 млн человек, а за N лет выросло до 4,5 млн. И за эти N лет в Апчихинске не построили ни новых дорог и развязок, ни новых школ, ни больниц, ни торговых центров – только жилье, преимущественно вокруг города, зато много. Что произошло?
Правильно, повысилась нагрузка на существующую апчихинскую инфраструктуру. На дорогах пробки, в общественном транспорте давка, в магазинах очереди, в школах классы переполнены, в больницах койки в коридорах стоят. Кому это выгодно? Только девелоперам, которые построили жилье для этих самых полутора миллионов человек. Всем остальным невыгодно.
Считайте наши денежки
«Ладно, кто виноват – мы поняли, а что делать?» - спросит меня недовольный читатель. Опять все просто: считать деньги. У нас есть 100 рублей на дорожную инфраструктуру, на них мы можем себе позволить отремонтировать 15 км дорог и построить еще 10. Есть еще 100 рублей на эксплуатацию новых детских садов, можем позволить себе принять на городской баланс два новых садика. И так далее, постатейно.
Сначала считать деньги на инфраструктуру, потом выдавать разрешения на жилое строительство.
И строительство это должно вестись не где попало, а там, где действительно можно и нужно строить. А у нас ведь как? Банк Тютькина продал землю девелоперу Пронькину, на этом месте должны были парк разбить, ну ничего, без парка обойдутся, а зато мы туда еще 10 тысяч народу поселим. А детские садики – ну пусть строят садики в составе своих ЖК. И сами эксплуатируют, за деньги жильцов. А у нас они в бюджете не заложены.
И в результате сегодня у нас в стране происходит безалаберная, отвратительная вакханалия строительной вседозволенности. Города не развиваются - их фактически убивают стройками, которые ведутся без всякого плана, как попало. Посмотрите на Красногорск, выезд из которого утром занимает 40 минут и больше. Посмотрите на несколько крупных жилых комплексов, которые строят за Видным - это медленная смерть Видного в недалеком будущем. Это даже не гетто – это ловушки.
На фоне всего этого, конечно, легко возопить: давайте вообще перестанем строить многоэтажки и обратимся к ИЖС. Но это ошибка – и ошибка трагическая. Нам нужны города. Нам нужны генпланы городов, рациональный подход – и инновационный подход. Я не буду говорить, откуда они возьмутся – а то вы меня, пожалуй, в революционеры запишете. А я к ним отношения не имею.
Читайте также:
«Эта история очевидно пролоббирована банковским сообществом»
Дата публикации 15 февраля 2018