Уже больше двух недель продолжаются акции протеста дальнобойщиков недовольных новой системой «Платон». Она предусматривает взимание платы с крупнотоннажных автомобилей за проезд по федеральным трассам. Если власти и перевозчики не договорятся, многие товары и услуги в России подорожают. Коснется это и строительного рынка. Портал Novostroy-M.ru выяснил, какие последствия может иметь «Платон» для новостроек Москвы и Подмосковья.
Дмитрий Пантелеймонов, директор департамента маркетинга и продаж ГК «Лидер Групп»
Да, увеличение себестоимости строительства неизбежно – по крайней мере, если новые правила перевозки грузов будут окончательно приняты в том виде, в котором планируется вводить их сейчас. Произойдет удорожание стройматериалов для застройщиков – существенную долю их стоимости составляет именно стоимость доставки. Соответственно, последует сокращение рентабельности строительства, так как в нынешней рыночной ситуации повышать цены вряд ли будет возможным.
В эконом- и комфорт-классах влияние новых правил перевозки грузов будет наиболее ощутимым, так как в высоких ценовых сегментах несопоставимые объемы строительства: представьте себе, сколько тонн песка или щебня нужно на микрорайон в Подмосковье и сколько – для строительства одного клубного дома где-нибудь на Остоженке.
Оценочно себестоимость жилья в Московском регионе может подорожать на 5-8%. Стоит учитывать, что пока новые правила грузоперевозок проходят «тест-драйв», идут протесты, обсуждения. Так, Ассоциация застройщиков Московской области уже обратилась в Минстрой России с предложением освободить от нового дорожного сбора грузовики, перевозящие строительные материалы. С учетом того, что строительная отрасль относится к числу приоритетных, я думаю, этой инициативе будет уделено должное внимание.
В текущих условиях любое внеплановое удорожание метра может стать критичным для всего рынка новостроек. Спрос на новое жилье есть, но он ограниченный, и покупатели вряд ли выдержат дополнительную финансовую нагрузку – по крайней мере, пока не выправится ситуация в стране. Нужно ждать замедления темпов инфляции и возобновления роста доходов населения.
Дмитрий Иванов, директор проектного управления ГК «Сапсан»
Не думаю, что такое нововведение, как «Платон», может заметно отразиться как на общем «самочувствии» строительной отрасли, так и на стоимости новостроек в массовых сегментах. На себестоимости – возможно, но вряд ли значительно. Насколько мне известно, сейчас грузоперевозчики, разработчики системы и власти уже ведут вполне результативные переговоры, которые в итоге должны привести к установлению адекватной стоимости и грамотных расчетов цены перевозок.
В любом случае небольшое изменение бюджета проекта для нас неожиданностью не станет. Рынок уже больше года переживает кризис, и в текущих условиях большинство грамотных девелоперов уже рассчитали финансовые модели при самых разнообразных изменениях рыночных условий: резкий рост курса валют, удорожание стройматериалов и т.д. Грузоперевозки – это хоть и статья затрат, но не настолько ключевая, чтобы нельзя было оперативно подкорректировать бюджет без повышения цен. В этой ситуации, скорее, речь может идти об изменении экономики проекта, а не о перерасчете цены квадратного метра. Когда для покупателя в эконом- и комфорт-классах ключевым аргументом при выборе служит цена лота, для застройщика в условиях нашего высококонкурентного рынка повышение цены – наименее интересный шаг. Скорее, мы примем решение отказаться от небольшой части прибыли, чтобы нивелировать влияние «Платона» на себестоимость.
Андрей Пучков, генеральный директор компании Urban Group
Действительно, система «Платон» может привести к удорожанию себестоимости строительства. За последний месяц стоимость основных стройматериалов с учетом доставки возросла на 50%. Так, например, если песок в карьере стоит 80-100 рублей за куб, и до изменения тарифов перевозки цена была 500 рублей, то сейчас его стоимость уже 800 рублей.
Строительные материалы занимают большую долю в себестоимости конечной продукции, поэтому по предварительной оценке мы ожидаем ее увеличение на 7-9%
Изменение условий перевозки коснется всех девелоперов. Однако сильнее всего оно скажется на застройщиках, возводящих самые массовые сегменты жилья – эконом- и комфорт-класса.
Мы ожидаем, что себестоимость строительства увеличится на 7-9% и это из расчета сбора 1,53 рубля за километр. Застройщикам эконом-класса будет достаточно сложно переложить издержки на покупателей. В настоящее время большой процент клиентов берут ипотеку и пользуются материнским капиталом. Поэтому для них любое, даже минимальное подорожание, может оказаться критичным.
Александр Швайко, директор «НДВ-Девелопмент»
Распространение системы «Платон» незаметно для строительного бизнеса не пройдет. Логично ожидать, что жилье будет дорожать повсеместно. Дело в том, что грузоперевозки являются неотъемлемой составляющей бизнеса, соответственно, происходящим изменениям подвержены абсолютны все сегменты.
До конца февраля 2016 года тариф составит 1,53 руб. за каждый км, потом он будет выше, что, несомненно, отразится на себестоимости транспортируемых материалов. Вряд ли стоит ожидать резких изменений, но подорожание точно произойдет.
К сожалению, отсутствие информации о полном объеме грузоперевозок строительных материалов не позволяет сделать точных подсчетов, на сколько вырастет себестоимость строительства. Кроме того, определенные материалы, например, щебень, перевозятся через ж/д, там свои системы регулирования тарифов.
Впрочем, можно дать предварительную оценку. На наш взгляд, удорожание квадратного метра составит около 2-3%. Это небольшие затраты, но ощутимые. Более чем возможно, что покупателям придется компенсировать убытки строителей из своего кармана.
Мария Литинецкая, управляющий партнер «Метриум Групп»
Система «Платон» действительно окажет самое непосредственное влияние на себестоимость квадратного метра, поскольку транспортные расходы занимают огромную долю при реализации каждого проекта. Мало кто из застройщиков может позволить себе построить мини-завод по производству тех или иных стройматериалов. Один из примеров – малоэтажный ЖК Sampo, где девелопер организовал мини-производство и самостоятельно делает панели. Тем не менее, это единичные примеры. Большинство по-прежнему несут огромные расходы на грузоперевозки. А теперь все это самым прямым образом приведет к удорожанию проекта, так как они стали в два раза дороже.
На мой взгляд, от системы «Платон» пострадает, прежде всего, эконом-класс. Ведь чтобы предлагать покупателям привлекательную цену, застройщики всеми способами пытаются сэкономить. И любое удорожание крайне критично сказывается на их работе. А вот в элитном сегменте маржинальность более высокая и девелоперов не так сильно коснется удорожание транспортных перевозок. В общей стоимости квартиры в несколько десятков или сотен миллионов данная наценка просто останется незамеченной для конечно покупателя, тогда как в эконом-классе удорожание даже на 100 тыс. рублей может выбить игрока из конкурентной борьбы.
Сомневаюсь, что в текущих экономических условиях новые транспортные расходы удастся переложить на покупателей. Конечно, девелоперы будут «прощупывать» рынок и постепенно повышать стоимость. То есть попытки увеличить цены определенно будут, но если они приведут к еще большему падению спроса, вероятно, стоимость придется держать прежней, но при этом сокращать маржу.
Владимир Богданюк, руководитель аналитического и консалтингового центра Est-a-Tet
Себестоимость строительства из-за дополнительного налогообложения грузоперевозчиков, действительно, может вырасти, и об этом уже заявили некоторые крупные застройщики. Перевозка основных стройматериалов – бетон, песок, щебень – осуществляется с помощью крупнотоннажной техники, которая и облагается новым налогом.
Рост себестоимости по оценкам основных игроков рынка составит порядка 7-8% из-за того, что грузоперевозки – это довольно существенная статья расходов для девелопера. Чтобы частично окупить выросшие затраты на строительство, застройщики, скорее всего, будут вынуждены повысить цены, но не более чем на 3%. Рынок сейчас стагнирует, спрос вялотекущий, поэтому значительно увеличить стоимость объектов они тоже не смогут, чтобы не спугнуть покупателя.
Читайте также:
Сколько свободных квартир осталось в готовых новостройках Москвы и Подмосковья
Дата публикации 30 ноября 2015