Микрорайоны стали очень популярны в советское время, и сейчас наиболее крупные проекты новостроек в Москве и в Подмосковье — это именно микрорайоны. Кажется, девелоперы забыли о том, что возможна и другая, более традиционная, квартальная застройка. Андрей Гнездилов, главный архитектор НИиПИ Генплана города Москвы, член Архитектурного совета города Москвы, утверждает: квартальная застройка может быть не менее выгодной для девелоперов и гораздо более удобной для жителей, чем микрорайоны.
Портал Novostroy-M подготовил этот материал на основе выступления Андрея Гнездилова на форуме урбанистов, организованном компанией RDI, и презентации спикера.
— Микрорайоны не соответствуют социальному укладу и тенденциям градостроительства. Это отсталый и уже несовременный, вредный принцип. Но многие продолжают считать эту застройку большими 17-, 23-этажными зданиями очень удобным девелопментом для любой территории.
В Берлине произошла очень поучительная для нашей практики коллизия — это перемена социального строя. Объединение Берлина привело к изменению мышления людей, которые жили в Восточной Германии. Выяснилось, что микрорайоннная застройка не соответствует принципам новой жизни, их огромную территорию невозможно разделить на парцеллы и привести к естественной форме. Берлинские архитекторы во главе с главным архитектором Штиманом объявили, что главной ценностью является не микрорайон, а город.
Город же распланирован с помощью улиц, они являются его каркасом — не только транспортным, но и пространственным. Поэтому архитекторы в Берлине пошли по пути завершения фронтальной застройки вдоль улиц.
У нас же, как выяснилось, сегодня среди проектировщиков совсем не много тех, кто умеет проектировать улицы.
— Что такое микрорайон и что такое квартал? На левом слайде видна фотография с самолета — это обыкновенный микрорайон (я сознательно называю его «межмагистральное пространство») с огромными зданиями и чисто условными дворами. Пространство не привязано ни к одному из домов и целиком является общественным.
А справа — это вид Одессы, регулярная планировка с кварталами, в которых легко читаются домовладения, с совершенно ясными общественными пространствами улиц.
Каждый дом должен иметь свою территорию. При нейтральной планировке эта территория огораживается забором. В исторических частях города с квартальной планировкой границей между частной и общественной территорией служит просто стена дома, и на частную территорию можно попасть либо через арку, либо пройти в подъезд.
В микрорайоне вместо двора — обрезки от придомовых, парковочных, школьных территорий. Как называются эти куски земли, которые остались между домами? Это двор? Детская площадка? Стоянка? Они не наименованы, а поэтому хаотичны.
В историческом городе нет ничего лишнего, случайного. Все называется ясно и четко: улица, сквер, двор, площадь, бульвар. Практически вся земля разделена.
— Где мы живем — на улицах или дорогах? В нормах они объединены в понятие улично-дорожной сети.
Слева — то, что мы привыкли считать улицей, где-то в районе Ясенево, Теплом Стане. Да, здесь есть проезжая часть и через разделительную полосу от нее есть тротуар. Но этот тротуар никак не взаимодействует с застройкой. Люди, которые по нему идут, — это просто путешественники. Они не взаимодействуют с городом. Это не улица — это дорога.
На улицах тротуары идут вдоль застройки, и они являются главными общественными пространствами.
На магистралях застройка всегда находится на некой дистанции от тротуара. Это сейчас с удовольствием рисуют все наши проектировщики, когда берутся за микрорайоны. Отступ значительный — 15, 20, 25 метров. В жизни он оказывается абсолютно непонятной территорией, и часто в этих коридорах неряшливо лежат сети. По сути это пространство принадлежит ТСЖ, жителям домов, которые расположены рядом, но практически эта территория им не принадлежит, они не могут ее использовать.
— Квартал — это пространство, ограниченное пересекающимися улицами. Улично-дорожная сеть микрорайона имеет древовидную структуру, и это одна из причин пробок, которые возникают в наших огромных спальных районах. Связанная сеть города дает гораздо больше вариантов маршрутов.
Квартальная застройка сталинской Москвы (например, в районе Кутузовского проспекта) — это примерно 8 км улиц на 1 кв. км территории. Улицы имеют иерархию, и городские, пешеходные, районные и квартальные улицы меняют свой профиль в связи не только с транспортной нагрузкой и интенсивностью их использования, но и с характером, которые строители стремились придать им.
Если вспомнить, Тверская улица была в 30-е годы раздвинута, увеличена практически вдвое — до 37 метров в ширину. При этом напряженность транспортного или пешеходного движения не выросла вдвое. Это было сделано в основном для придания улице нового, особого статуса.
— Кварталы могут дать большую плотность застройки, чем микрорайоны. Группа кварталов условно прямоугольной застройки может быть обеспечена школой, до которой можно дойти, не пересекая улицу. Население этих 9-этажных домов, которые составляют группу кварталов, полностью обеспечивается школой на 150 мест и детскими садами. Кварталы могут быть соединены пешеходными путями, и это не противоречит транспортной связанности. Первые этажи домов в таких кварталах не обязательно нежилые. Если это тихая улица, там могут быть и квартиры.
При этом при квартальной застройке возможно обеспечить больше зелени и большую плотность населения, чем в микрорайоне такой же площади. Сейчас разрабатывается проект редевелопмента территории ЗИЛа. В его жилой зоне при квартальной застройке плотность составит порядка 20 тысяч кв. метров на гектар при высоте зданий от 9 до 12 этажей.
При этом жить в этих кварталах будет гораздо более комфортно, чем в огромных микрорайонах.
— Мы предлагаем вернуться к квартальной планировке. Нужно с уважением относиться к себе и пространству, в котором мы живем. Не должно быть нормой разбазаривание этого достояния. Нужно стремиться к компактному городу и очень бережному отношению к земле. Пора уже опомниться и понять, что нет ничьей земли.
Дата публикации 13 августа 2013