Евгения Старкова, директор по маркетингу компании MR Group |
Многофункциональные комплексы, сочетающие в себе и офисную, и торговую, и жилую зоны, сегодня очень популярны. Евгения Старкова, директор по маркетингу компании MR Group, рассказала Novostroy-M, в чем заключается секрет привлекательности этого нового формата недвижимости.
Евгения, в последнее время девелоперы все чаще заявляют о выводе на рынок многофункциональных комплексов. Что же такое современные МФК и зачем они нужны рынку?
Я склоняюсь к классическому определению МФК, данному американским UrbanLandInstitute. Многофункциональный комплекс - это три и более значимых доходных функции (торговля, офисы, жилье, гостиница, развлечения/культурные учреждения /рекреации, выставочные площади), которые являются в проекте взаимоподдерживающими и обеспечивают более эффективное использование земельного участка.
Формат МФК сейчас востребован в столице как никогда: городу требуются комплексные решения в рамках реновации промзон, создания комфортной среды проживания и пути для снижения транспортной нагрузки на дорожную систему города. При этом объединение офисной составляющей, торговли и жилья в одном проекте является наиболее перспективным и позволяет достигать синергетического эффекта.
Почему именно такое сочетание оптимально?
Это своеобразное воплощение концепции «живу-работаю-отдыхаю», которая позволяет пользоваться максимальным набором необходимых благ в пешей доступности. Одновременно снижается нагрузка на транспортную инфраструктуру города. Торговая составляющая позволяет сократить время на шопинг и провести его с семьей. В каждом из своих проектов мы предусмотрели необходимую социальную, в том числе детскую, инфраструктуру – сады и центры раннего развития.
Как влияет наличие социальной инфраструктуры на спрос? Насколько принципиально ее строить или проект может быть востребован и без нее?
Наличие социальной инфраструктуры является обязательным для покупателей в каждом комплексном проекте, будь то подмосковный микрорайон «Эко Видное» с типовыми домами или такие проекты реновации в Москве, как «Водный» или «Фили Град». Сейчас большинство жилых комплексов и в столице, и в Подмосковье учитывают эту потребность будущих жильцов.
В подмосковных проектах социальная инфраструктура чаще всего муниципальная, поскольку спрос сосредоточен именно на ней. Например, по данным «Миэль», для более чем 35% покупателей квартир в малоэтажном городе-спутнике «Новое Ступино» одним из решающих критериев при выборе жилья было наличие инфраструктуры. Похожая картина и в нашем проекте «Эко Видное». В части московских проектов предусмотрены коммерческие детские сады, в которых будут расширенные современные системы обучения. Сейчас это очень популярно среди москвичей.
Но это ваши подмосковные проекты. В Москве ситуация с социальной, торговой инфраструктурой в целом намного лучше и у жителей гораздо больше выбор. Почему вы считаете, что покупатели предпочтут именно МФК?
Одна из ключевых проблем Москвы – пробки, от которых все больше устают москвичи. Формат многофункциональных комплексов предполагает пешую доступность, при этом мы строим жилье не в «Новой Москве», где инфраструктура только-только начинает тянуться к московскому уровню, а в обжитых московских районах. Однако проекты не являются частью точечной застройки, которая так раздражает жителей существующих домов и создает дополнительную нагрузку на транспортную и социальную инфраструктуру. Они возводятся согласно курсу Правительства Москвы в рамках реновации промзон и создания комфортной среды проживания.
Где расположены ваши проекты?
Многофункциональный комплекс «Водный» расположен в 100 метрах от метро «Водный стадион»; МФК «Фили Град» в Филях, на перспективной территории «Большого Сити», в 10 минутах ходьбы от метро; МФК «Савеловский Сити» в 7 минутах от метро «Дмитровская», в районе, который сейчас активно развивается как с точки зрения формирующегося бизнес-кластера, так и качественного и современного жилья.
И при таком расположении вы позиционируете проекты как комфорт-класс? Почему не бизнес-класс?
Мы строим проекты, которые востребованы рынком, и предлагаем москвичам действительно доступное жилье. Это практически бизнес-класс по цене эконом. При этом комплекс с апартаментами – это не панельный проект, а индивидуальная архитектура от известных бюро, с удобными и эффективными планировками, европейским качеством строительства, т.е. действительно комфорт-класс.
К тому же мы думаем и о тех людях, кто будет работать в офисах МФК. В рамках проектов у офисного клерка есть возможность приобрести апартаменты по соседству, и это дополнительно стимулирует спрос. Строить комплексы с апартаментами более высоких классов и ждать на них покупателей – это не наша стратегия.
То есть, по-Вашему, за МФК комфорт-класса будущее московского рынка?
Нельзя сказать, что он вытеснит остальные форматы, но совершенно точно, что это не сиюминутный тренд. Такие проекты позволяют действительно создавать комфортную среду проживания в городе и украшают его, помогают наконец-то решить проблему заброшенных промзон. Сочетание нескольких функций привлекает покупателей и позволяет девелоперам создавать уникальные проекты. Приятно, что наша компания с таким форматом МФК – в авангарде столичного рынка недвижимости.
Дата публикации 07 мая 2013