Алексей Зубик, коммерческий директор компании BSA, рассказал порталу Novostroy-M.ru о том, как работает акция «Черная пятница» на рынке недвижимости Москвы, чем отличается распродажа квартир от распродажи одежды и почему компания не поддерживает мероприятие.
«Черная пятница» и недвижимость
«Черная пятница» рынка недвижимости никак не связана со своими «тезками», которые традиционно проводятся в преддверии новогодних праздников. Ее организуют летом, в сезон обычного для ретейлеров спада покупательской активности. Для застройщиков это неплохой шанс привлечь внимание к объектам, не пользующимся большим спросом, а также разрекламировать свою компанию.
С каждым годом проведения «Черной пятницы» количество проектов, попавших в число участвующих в акции, увеличивается. Но успевает ли покупатель за три дня суматохи действительно осознать, что ему предлагают? Нет ли в этом каких-либо подвохов, плата за которые в дальнейшем обойдется ему гораздо дороже, чем изначальное приобретение проверенного объекта?
Как это работает
На первый взгляд событие представлено довольно прозрачно: афишируются названия компаний-участников, составляются списки проектов с описанием, на отдельном сайте предоставляются инструкции для потенциальных покупателей. Но вот настала «пятница», запустился запутанный механизм бронирования, дальнейших бесед с риэлторами, подписания договоров и внесения предоплат. Вы пытаетесь понять, откуда берутся все новые и новые суммы и условия, а застройщик требует подписать бумаги уже на следующий день.
В большинстве похожих случаев, когда покупатель заранее не изучил информацию об объекте и не знаком с процедурой, сделка срывается из-за его неуверенности. Более того, на рынке из-за ситуации с обманутыми дольщиками и проблемной недвижимостью сегодня существует определенная степень недоверия к проектам, находящимся на ранних стадиях строительства. А к участию в «Черной пятнице» допускаются лишь объекты первичного рынка, то есть многие еще не введены в эксплуатацию.
Кто и что продает
Организаторы «пятницы» сделали грамотный ход – привлекли к участию только проверенных девелоперов, чья репутация не отпугнет потенциальных покупателей. Среди них «ДонСтрой», «МонАрх», «СУ 22» и другие крупные московские риэлторы и застройщики. Их проекты представлены в разных категориях недвижимости – в этом году в акции участвуют квартиры, коттеджи, апартаменты, таунхаусы, земельные участки Московского региона, а также офисные, торговые помещения в жилых комплексах и машино-места.
Примечательно то, что все объекты реализуются в соответствии с 214-ФЗ. Более того, организаторы обязали девелоперов предоставлять подлинные скидки, исходя из реальной цены недвижимости. Конечно, быть застрахованным на 100% от недобросовестного застройщика вы не можете, но в итоге его будет можно призвать к ответственности.
Глазами застройщиков
В 2017 году дал о себе знать переизбыток предложения на рынке недвижимости, вследствие чего цены начали существенно снижаться. Покупательское поведение изменилось – увеличилось время принятия решения о приобретении жилья, акцент сместился на поиск оптимального соотношения цены и качества.
На многие объекты даже самых крупных застройщиков упал спрос, особенно в летний сезон. Встала острая необходимость в проведении стимулирующих мероприятий, одним из которых и стало участие в «Черной пятнице». Для многих это хороший способ обойти конкурентов, предоставив потенциальным покупателям уникальные условия, а также компенсировать снижение цен ростом продаж.
Более того, любое маркетинговое мероприятие такого рода предполагает PR-сопровождение, что является для многих девелоперов шансом заявить о себе как о надежной компании с хорошей репутацией.
Покупатели в опасности
Для покупателей участие в акциях такого масштаба – это всегда серьезный и рискованный шаг, который необходимо обдумать заранее. Наличие в составе участников проверенных и опытных девелоперов хоть и способствует повышению уровня доверия к акции, но все же без разочарований не обойтись.
Первое, о чем стоит помнить – покупатель не может узнать о размерах скидок на объекты до начала «Черной пятницы». Поэтому если клиент заинтересован в какой-то конкретной недвижимости и ждет именно этого дня, чтобы ее приобрести, то вполне возможна ситуация, что его не удовлетворит и новая цена, так как он рассчитывал на большую скидку.
Отметим, что представители государственной власти не раз негативно высказывались в адрес акции. Связано это с риском повышения количества обманутых дольщиков. В современных реалиях рынка недвижимости это действительно актуальный аргумент. В рамках «Черной пятницы» сделки совершаются наспех, и многие рискуют пополнить ряды горе-покупателей.
Анализируем последствия
В условиях и без того сокращающегося спроса последствия от проведения мероприятия такого масштаба могут не порадовать застройщиков. «Черная пятница» привлечет большинство существующего спроса, что может вызвать последующий застой. Более того, акция может его перераспределить, то есть те, кто планировал приобрести жилье осенью, сделают это раньше.
Для застройщиков любая ошибка в процедурах сделки с покупателем может отразиться черным пятном на репутации. Поэтому те компании, которые решили выставить свои лоты, должны быть готовы и к проверкам от государственных чиновников, обеспокоенных увеличивающимся количеством проблем с ДДУ.
Неразборчивые же покупатели рискуют вложить деньги в проект, чье будущее неясно. С объектами, которые находятся на ранних стадиях стройки, торопиться в принятии решения не стоит.
Подводим итоги
1) «Черная пятница» – метод стимулирования покупательского спроса, предполагающий быстрое и импульсивное принятие решения. За один неверный шаг вы рискуете навлечь на себя последствия, на разрешение которых уйдут годы.
2) Привлекательная цена – не всегда тот самый фактор, на который нужно ориентироваться при покупке квартиры. Обратите внимание на количество обманутых дольщиков и число проблемных объектов. Оцените те расходы, которые повлечет за собой скорая сделка, сколько дополнительных, необдуманных затрат придется совершить для того, чтобы за один день приобрести квартиру в собственность.
3) Квартира в нашем понимании – это уникальный продукт со множеством особенностей. Каждый проект индивидуален. Распродажа – это понятие, уместное для массового сегмента, когда есть большой однородный объем предложения. Абсолютно нормально воспринимается распродажа кроссовок, штанов, футболок. Когда речь идет о такой глобальной покупке, как квартира, я считаю данный подход не совсем уместным. Наша компания не участвует в подобных акциях, так как, покупая квартиру у нас, клиент приобретает образ жизни, а не квадратные метры.
Дата публикации 21 июля 2017