Итоги уходящего года на круглом столе «Инновационные решения на падающем рынке или Что спасет рынок недвижимости в 2016 году» подвела Мария Литинецкая, управляющий партнер «Метриум Групп». По ее словам, в 2015 году зафиксирован рекордный рост объема предложения, в Москве и Новой Москве, но, в особенности, в Московской области. При этом отмечено снижение емкости рынка.
Основные тенденции года – падение спроса в I квартале 2015 года, связанное с повышением ключевой ставки до 17% и, в связи с этим, повышением ипотечной ставки. После запуска программы ипотеки с господдержкой продажи пошли вверх, причем, ипотечные продажи занимают 30-40%, а в некоторых проектах достигают 60-70%.
На рынок вышло много новых проектов, в большинстве из них предлагается дисконт. Скидки в массовом сегменте достигают 10-15%, в среднем равняются 6%, а в высокобюджетном сегменте – 20-30%. Общая тенденция для всех сегментов рынка – изменение квартирографии. На рынке в этом году пользуются спросом квартиры меньшего метража, чем прежде, в частности, квартиры площадью 22-25 кв. метров. «Не исключаю, что будут и 15-метровые квартиры», - отметила Литинецкая.
По ее словам, 2015 год заставил компании резко увеличить рекламные бюджеты. В массовом сегменте рекламные бюджеты выросли с 3-5 млн рублей до 5-7 млн рублей. В масштабных проектах затраты на рекламу в среднем составляют 15-20 млн рублей, а в некоторых проектах достигают и 30 млн рублей. Крупные застройщики идут на телевидение. «Раньше это была редчайшая история, в следующем году реклама масштабных новостроек станет на телевидении привычным явлением», - отметила Литинецкая.
Между прочим
В 2016 году риэлторам вновь придется учиться продавать
Дата публикации 17 декабря 2015