В этом году к Дню города в Москве открылись для пассажиров несколько новых станций метро. Среди них и «ЗИЛ» Троицкой линии. Рядом с ней уже не первый год строятся дома и прочие объекты в рамках мегапроекта «ЗИЛАРТ». Независимый эксперт рынка недвижимости Андрей Смирнов изучил этот ЖК и делится с вами своими наблюдениями.
История освоения
Прежде чем отправиться на разведку, я освежил в памяти этапы развития территории ЗиЛа, уверен, это будет интересно и читателям Новострой-М, особенно всем, кто переехал в Москву, скажем, меньше десяти лет назад.
Завод им. Лихачева (ЗиЛ) был основан еще в Российской Империи в 1916 году и стал первым предприятием, выпускавшим автомобили. Спустя почти сто лет, в 2013-м, завод остановил все свои мощности, и тогда же стало известно о том, что его территорию планируют закрыть, снести все цеха и построить на их месте новое жилье и сопутствующую инфраструктуру.
«Группа ЛСР» стала первым девелопером, кто выиграл в 2014 году торги на застройку «ЗиЛа» – точнее, его северной части. Сегодня освоение земель на полуострове идет силами сразу нескольких крупных компаний, среди которых Группа «Эталон», «Страна Девелопмент», Regions и ГК «ТЭН».
Суммарно в бывшей промзоне «ЗИЛ» было запланировано строительство 4,5 млн кв. метров жилья и создание 45 тысяч рабочих мест. За последние десять лет эти планы уже были частично реализованы, и результат труда «первопроходцев» можно увидеть собственными глазами. При этом участки бывшей прозоны продолжают осваиваться и по сей день.
Транспортная доступность
Когда «ЗИЛАРТ» только начинали строить, было известно лишь о планах открытия метро «Технопарк» (что довольно далеко от домов этого ЖК) и о станции МЦК. Теперь же у новоселов есть еще и «своя» станция подземки – новая конечная Троицкой линии. Удобной пересадки между метро и МЦК пока нет – переход наземный и занимает минут 10–15 ходьбы. В будущем это обещают исправить.





Часть проспекта Лихачева и территории около станции МЦК сегодня перекрыты в связи со строительством станции метро «ЗИЛ» Бирюлевской линии. Для резидентов «ЗИЛАРТа» будущая ветка, как минимум, сократит время в пути до парка развлечений «Остров мечты».
Для поездок в центр города удобнее всего пользоваться автобусами – они доставят как до метро «Тульская», так и до «Автозаводской».
У автомобилистов – особенно тех, кому повезло обзавестись тут же и парковкой – выезд на ТТК, в центр или на МКАД не займет много времени, если избегать часа пик. Даже с учетом пробок на Третье транспортное можно попасть за 5–10 минут, на Садовое – за 20–25. Когда откроется полноценное движение по проспекту Лихачева, вероятно, и это время сократится.
Кстати, помимо привычного транспорта, тут есть еще и водный – от причала «ЗИЛ» на набережной Марка Шагала курсируют электрические речные трамвайчики, проезд в которых можно оплачивать «Тройкой».
Оценка транспортной доступности: 5.
Качество строительства и архитектура
Если выходить с МЦК, то первым делом взору откроются корпуса соседнего проекта – «Парк легенд», а также здание гипермаркета «Лемана Про». Однако выходя из метро, можно сразу пойти в парк Тюфелева роща и уже через пять минут оказаться на территории непосредственно «ЗИЛАРТА».
Трудно будет не заметить один из самых интересных домов в этом проекте – корпус «Даймонд» (по проекту голландского архитектора Михаила Ридайка). Слева от него ведется строительство новых корпусов – квартала «Спарк». Справа – первый небоскреб Даниловского района, «ЗИЛАРТ Тауэр». Новой высотной доминантой станет ЖК «Марк» – правда, он расположен южнее всех остальных корпусов, но будет логично соединен с ними бульваром Братьев Весниных и набережной.

















Чтобы увидеть еще два дома, которые уже стали местными достопримечательностями, нужно пройти по ул. Родченко в сторону набережной. На ул. Архитектора Гинзбурга расположен так называемый «Дом с зайцами» (фасад украшен 238 масками зайцев), а по соседству, на набережной Марка Шагала, дом с золотой аркой высотой 22 метра. На ул. Архитектора Щусева также можно заметить «Дом с голубями» (автор Александр Бродский). Рядом с ним – еще одно примечательное здание с красными балконами.
Все это дополняется бульварами, сетью пешеходных и велодорожек, благоустроенной набережной, архитектурной подсветкой.
В целом я поймал себя на мысли, что по территории этого жилого комплекса гуляю, как в музее архитектуры под открытым небом. Возможно, некоторые визуальные решения на любителя, но то, что этот ЖК отличается от большинства даже сопоставимых по классу новостроек (не говоря уже о «штампованных» массовых проектах) – это неоспоримо.
Главное, что и покупатель может выбрать что-то себе по сердцу – или более сдержанный вариант, или более вычурный, темный фасад или светлый, вид на реку, во двор или на парк, кому что ближе.
Оценка архитектуры: 5.
Инфраструктура
Так как большая часть зданий уже построена и заселена, с базовой инфраструктурой видимых проблем нет.
Помимо ретейла на первых этажах, куда входят всевозможные кафе, салоны красоты, фитнес-клубы, алкомаркеты, продуктовые магазины, стоматологии, зоомагазины, на территории «ЗИЛАРТа» есть свой торговый центр («ЗУМ», названный по аналогии с ЦУМом), парк Тюфелева роща (небольшой, но приятно благоустроенный с качелями, перголой, тропинками, лавочками, кафе). В пределах 5 минут езды – еще два крупных ТЦ – универсальный «Ривьера» и строймаркет «Лемана Про».
Чтобы увидеть объекты, нажмите на соответствующую кнопку внизу карты.
В пешей доступности, на Автозаводской улице, 16 работает городская поликлиника – для детей и взрослых. Помимо нее, в самом квартале расположены не менее пяти частных медицинских центров и несколько стоматологий. Однако ЖК продолжает строиться, и нагрузка на имеющуюся социальную инфраструктуру неизбежно возрастет.
С 2020 года в ЖК работает школа-гигант №548, рассчитанная на 2500 учеников. Неподалеку от нее расположены также два детских сада. Помимо них открыты еще три частных детских образовательных центра. Не берусь судить, достаточно ли этих учреждений для всех резидентов ЖК.



















Это же касается и парковок. Во всех домах предусмотрены дворы без машин и организованы подземные паркинги (которые, конечно же, имеют ограниченную вместимость, не говоря уже о ценах на машино-места). По имеющимся в свободном доступе данным на портале ЕИСЖС, в «ЗИЛАРТ Гранд» соотношение числа квартир к количеству машино-мест – 1679:726, в «ЗИЛАРТ Спарк» – 1891:537; в «ЗИЛАРТ Марк» – 844:211. В среднем это порядка 1 машино-места на 3–4 квартиры. С учетом того, что ЖК находится рядом с метро и МЦК, не так уж и плохо и в целом соответствует бизнес-классу.
С досугом в «ЗИЛАРТе» тоже все неплохо. Ближайший кинотеатр находится в ТЦ «Ривьера» (минут 20–25 ходьбы). Зато прямо на территории ЖК расположен собственный музейно-выставочный центр «Коллекция». Здесь будут проходить не только выставки, но и лекции и даже перформансы.
Оценка инфраструктуры: 4,5
Квартиры и планировки в продаже
На данный момент (обзор готовился в ноябре 2025 года) в очереди «Гранд» в продаже имеются квартиры только в 18 корпусе. Также в реализации – корпуса очередей «Спарк» и «Марк». Одна квартира осталась в высотном корпусе «Тауэр», а в «Даймонде» – только кладовые помещения.





Тем не менее, в целом выбор у покупателей широкий, всего доступно свыше 1,2 тысячи квартир. Львиную долю занимают 1-комнатные (свыше семисот вариантов), на «двушки» приходится около 360 лотов. Доля 3–4-комнатных в продаже очень невелика. Но и студии не преобладают, их около 170.
В «Марк», который стартовал недавно, вариантов студий меньше 28 кв. метров уже нет – действуют новые ограничения. А вот в «Спарк» предлагаются планировки от 18 кв. метров. В «Марк» можно найти варианты с двумя окнами, с радиусным остеклением, с увеличенным санузлом – до 5 кв. м. В «Гранде» остались планировки-«пеналы» с минимальным метражом 20,8 кв. м.
Примерно такая же картина по «однушкам» – более интересные варианты с точки зрения остекления представлены в корпусе «Марк». Но в целом все студии и 1-комнатные идут без балконов и лоджий.
Двухкомнатные – все евростандарта (с большой кухней), при этом кухня не заменяет собой еще одну комнату, то есть к кухне прилагаются еще две спальни либо одна спальня и кабинет. В «Гранде» один раздельный санузел, в остальных очередях уже спроектированы по два санузла и можно найти варианты с мастер-спальней. В «Марке» есть планировки с угловым остеклением, а в «Спарке» – например, с тремя окнами в гостиной.
«Трешки» представлены в корпусах «Спарк» и «Марк». Во всех по два санузла, однако нет отдельных постирочных/кладовых. И в целом даже при довольно большой площади холлов, кажется, что там будет слишком мало места для размещения полноценного шкафа-купе на большую семью. Скругленные окна в гостиной выглядят стильно, однако сильно сужают возможности для перепланировки или расстановки мебели.
4-комнатные планировки пока реализуются только в корпусе «Спарк». Все они двухуровневые, с санузлами на каждом этаже. Однако при общей большой площади (от ста «квадратов») спроектированы спальни по 11–14 кв. м, узкие прихожие и тесные ванные комнаты.
Оценка планировок: 3,5.
Кому подойдет ЖК «ЗИЛАРТ»?
Прежде всего тем, кто не испугался навязчивой рекламы ЖК (помните? «Планета Зилааарт» и фильм про зомби-апокалипсис). Шутка. На самом деле комплекс прежде всего семейный, однако явно рассчитан на тех, кто ценит не только разнообразие планировок, но и внешний облик своего дома.
Будет здесь удобно также всем, кто работает на удаленке, так как поблизости есть буквально все необходимое в радиусе 10–20 минут (не забываем и о сервисах доставки, а курьеров на улицах квартала видимо-невидимо).
Перед покупкой квартиры в «ЗИЛАРТе» стоит погулять по его обширной территории, а также, выбрав приглянувшийся вариант, заказать дизайн-проект с реальным расчетом расстановки мебели. Это поможет взглянуть на планировку рационально и взвесить все «за» и «против». Хотя, на мой личный взгляд, единственный серьезный минус этого жилого комплекса – цены.
Дата публикации 02 декабря