Будущее и настоящее проектов комплексного освоения территорий обсудили участники бизнес-бранча ИД «Коммерсантъ» и «НИ и ПИ Генплана Москвы»
В роли основных спикеров на мероприятии выступили Марат Хуснуллин (заместитель Мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства), Владимир Жидкин (глава департамента по развитию новых территорий в Правительстве Москвы), Сергей Кузнецов (главный архитектор г. Москвы). Экспертное сообщество представили ТОП-менеджеры ведущих федеральных девелоперских компаний (Мортон, КОРТРОС, ПИК), имеющие богатый опыт реализации проектов КОТ в различных регионах страны.
Марат Хуснуллин в очередной раз отметил, что Москва практически исчерпала свои возможности для точечной застройки. «Политика, которую город проводит в течение 3 последних лет, направлена на переход к комплексному освоению территорий. Но для этого необходимо решить сразу несколько серьезных, стратегически важных вопросов, в первую очередь касающихся взаимоотношения Москвы и области», - сказал он, подчеркнув, что существующие на сегодняшний день градостроительные планы субъектов не совпадают и не являются обязательными для совместного исполнения, что приводит к разбалансировке развития территорий.
Кроме того, чиновник сделал акцент на несоответствии нормативно-законодательной базы в отношении КОТ, например, отсутствии механизмов, гарантирующих обеспечение исполнения обязательств, взятых на себя участниками проекта: "К сожалению, развитие территорий происходит на основе устной джентельменской договоренности", - отметил Хуснуллин и добавил, что в настоящее время город готовит поправки в Градостроительный кодекс и законодательство о государственно-частном партнерстве, которые позволят снять эти вопросы с обсуждения.
Довран Гарагозов, представляющий ГК «КОРТРОС» (реализует крупнейший проект КОТ в Европе) поделился практическими кейсами, опытом планирования и ведения подобных проектов:
«С точки зрения механизмов регулирования ГЧП нужно признать, что субъекты РФ и муниципалитеты не ограничены в вопросах принятия собственных долгосрочных программ развития. В Екатеринбурге мы уже опробовали этот механизм: в отношении реализации проекта «Академический» была разработана, принята и внедрена отдельная областная программа, рассчитанная на 5 лет. Также стоит отметить, что мы разработали, и совместно с АСИ уже внесли на рассмотрение, поправку, предусматривающую распространение форм ГЧП при комплексном освоении. Ранее такой возможности не было», - сказал он.
Рассуждая о важности развития инфраструктуры, эксперт обратил особое внимание на роль государства в этом вопросе: «Основной вектор развития ГЧП в проектах КОТ может быть выражен одним принципом: покупатель должен платить только за квартиру или дом, т.е. за счет применения ГЧП мы должны уйти от ситуации, при которой развитие инфраструктуры оплачивает ее конечный покупатель – гражданин. Развитие инфраструктуры – это прерогатива государства», - подчеркнул Гарагозов.
Дата публикации 30 октября 2014