С начала кризиса доля покупок квартир по ипотеке в новых жилых проектах массового сегмента в Московской области увеличилась на 20%, сообщают эксперты одного из крупнейших застройщиков РФ – ГК «Лидер Групп». При этом доля сделок с полной оплатой стала меньше на 10%. На столько же снизилось число покупок в рассрочку. Такая структура сделок является следствием дальнейшего снижения доходов граждан и в целом отражает ситуацию на подмосковном рынке новостроек эконом- и комфорт-класса.
Ипотека, традиционно являющаяся главным драйвером продаж на первичном рынке недвижимости, с начала кризиса существенно укрепила свои позиции. Если еще в середине 2014 года с помощью банковского кредита в проектах ГК «Лидер Групп» в Подмосковье приобреталась каждая вторая квартира в новостройке, то сегодня доля подобных сделок достигает уже 70% от общего объема продаж. Хотя, конечно, в зависимости от конкретного проекта данный показатель может немного варьироваться в большую или меньшую сторону. Рост доли «ипотечников» среди общего числа покупателей обусловлен несколькими факторами.
В первую очередь, из-за снижения числа тех, кто приобретает квартиру в рассрочку. С середины 2014 года доля подобных покупателей уменьшилась с 15% до 5%. «Рассрочка подразумевает короткий срок кредитования и большие ежемесячные платежи. А финансовые возможности населения в последнее время стали очень ограниченными, согласно официальной статистике реальные зарплаты россиян падают уже второй год подряд, при этом расходы на различные товары и услуги в большинстве случаев только растут. Поэтому оставшихся денег у населения, которые они могли бы направлять на оплату рассрочки, становится все меньше, – объясняет Дмитрий Пантелеймонов, директор департамента маркетинга и продаж ГК «Лидер Групп» Московского региона. – В связи с чем многие сегодня предпочитают не рисковать и берут кредит в банке на более длительный срок, «разбивая» при этом платежи на более мелкие части». Хотя даже несмотря на снижение доли подобных сделок в общей структуре продаж интерес покупателей к данному инструменту по-прежнему остается. К тому же застройщики зачастую предлагают очень выгодные длительные программы рассрочки, в том числе и беспроцентные, которые в некоторых случаях оказываются более выгодными для покупателя, чем ипотека.
Кроме того, рост доли ипотечных покупателей также обусловлен и снижением количества сделок со 100%-й оплатой. Собственные сбережения за время кризиса у многих исчерпались, а возможностей для накопления сейчас не так много. «Таким образом, за последние два года их число снизилось также на 10%, – добавляет Дмитрий Пантелеймонов». Сейчас лишь каждый четвертый покупатель имеет полную сумму для покупки квартиры. И в ближайшей перспективе, учитывая текущую экономическую ситуацию в стране, доля подобных покупателей, скорее всего, будет и дальше снижаться.
Дата публикации 29 августа 2016