Марио Арлати – знаменитый испано-итальянский художник-авангардист. Три года назад он согласился стать главным дизайнером жилого комплекса ART – амбициозного проекта концерна «Крост», расположенного в микрорайоне Павшино под Красногорском.
Принять участие в этом проекте мне предложил мой давний друг и коллега архитектор Данте Оскар Бенини. По его приглашению я приехал в Москву, оценил план и объем работ, изучил проект. Все меня устроило, и я согласился остаться работать в Москве. И хотя объем работы был просто грандиозный, я считаю, что мы справились.
Уникальность этого комплекса в том, что все работы по росписи фасада и дизайну внутренних помещений мы проводили вручную – я и четверо моих помощников. В результате фасад комплекса ART – это самое большое в мире художественное полотно, высота которого достигает 140 метров! По этому поводу нами уже отправлена заявка в редакцию Книги рекордов Гиннесса, и теперь мы ждем решения.
Меня часто спрашивают, почему для своей работы в Москве я выбрал такие яркие контрастные краски? Что я хотел этим сказать, какие чувства хотел вызвать у будущих жильцов, да и просто у всех тех, кто увидит эти многоэтажки. Ответ прост: сам я живу на Ибице – острове, который просто пропитан солнцем, где жизнь, как говорится, «бьет ключом». И когда я приехал в Москву, то поразился, какой красивой и приветливой она может быть летом, и насколько изменяется этот город зимой – сплошные серые краски, мало солнца, и, наверное, поэтому так много хмурых лиц.
Здесь нужно сказать, что у меня есть опыт работы в госпитале г. Сан-Рафаэль, недалеко от Милана. С помощью арт-объектов и хромотерапии (лечение цветом – прим. ред.) мы помогали людям избавиться от депрессии, обрести гармонию с собой и окружающим миром. И я решил использовать этот опыт здесь. Все эти яркие краски, необычные инсталляции – все это призвано погрузить людей в атмосферу праздника, атмосферу арт-галереи. Все рисунки и объекты внутри комплекса уникальны, они выполнены вручную, везде прослеживается мой индивидуальный стиль и главное – все это я пропустил через собственное сердце. Я старался выразить свое видение мира – такого яркого и многообразного – и донести это видение до жителей холодной российской столицы.
Должен сказать, что в последние годы в Москве явно прослеживается тенденция создавать интересные и необычные с точки зрения архитектуры здания. Да, что далеко ходить, «Москва-сити» - вполне достойный пример современной архитектуры. Все это не может не радовать. Эта тенденция, безусловно, очень нужна Москве. Расстраивает только, что ситуация с урбанистикой все еще далека от совершенства. Более того, инфраструктура районов, транспортное сообщение – просто не выдерживают никакой критики. Но этим должны заниматься, конечно, не художники и не архитекторы.
Но в общем и целом мне понравилось жить и работать в Москве. Меня просто очаровал центр города – старая Москва. Здесь очень много уникальных зданий, выполненных в стиле, который не встретишь, пожалуй, нигде в мире. Понравились люди, с которыми мне пришлось работать – в России удивительно много молодых, талантливых специалистов, готовых экспериментировать, находить нетривиальные, даже неожиданные решения. Я с удовольствием принял бы участие и в каких-то новых проектах в вашей стране.
Сеньор Арлати, в чем находите вдохновение?
Я нахожу вдохновение в цветах. Меня вдохновляют цвета острова Ибица, они наполняют меня необходимой энергетикой для создания новых работ. Но все же, несмотря на это я склонен к постоянным переменам и переездам. Невозможно вдохновляться целый год на одном месте, я набираюсь определёнными впечатлениями, после чего отдаю все это другим через мои картины.
Есть места, которые вдохновляют меня и в Москве, это место находится на Красной Площади, и я люблю сидеть там вечерами и смотреть на небо над скайлайном Кремля.
По сути, я человек мира! Стараюсь перемещаться каждые 2 месяца, и живу немного в Лондоне, немного в Милане, на Ибице, но моим любимым местом всегда был и остается Милан.
Для каждого из нас вдохновением служат разные вещи, это подобно привычке и у каждого человека эти привычки разные. Я могу сказать также, что ещё одним вдохновением для меня является реализация различных проектов, сейчас таким проектом является для меня проект ART.
Почему именно авангард? Когда себя почувствовали художником именно этого направления?
Я младший ребёнок в семье, и учитывая занятость отца собственным бизнесом, ответственность за мое воспитание перешла на плечи моего старшего брата. В тот период ему было 22 года, он учился на экономиста, мне же было 14 лет, и для моего отца я должен был стать адвокатом. Брат хотел пробудить во мне любовь к вычислениям, и обучил меня специальной системе, благодаря которой я могу без помощи калькулятора складывать, умножать, вычитать и делить в уме. Уходя из дома, он давал мне множество математических задач, которые я должен был выполнять до его прихода и в случае непослушания, грозился рассказать обо всем отцу.
Каждый раз после его ухода я включал музыку Чайковского, Баха, Pink Floyd или Doors и выполнял все задания под музыку, но никогда не показывал их брату. Я очень быстро решал все задачи, а оставшееся время рисовал, привычка работать под музыку осталась у меня и сейчас, также, как и осталась ненависть к цифрам.
В 1968 году я поступил на учебу в школу рисования Castello Sforzesco в Милане, где учился на мастера золотых работ (мастера по золоту) и у нас была целая команда. Это было неспокойное для Италии время - время социальных революций, постоянных забастовок студентов и политических демонстраций. Я был вынужден в скором времени уйти из школы, начав работу подмастерья у одного художника, тогда и началась моя карьера художника.
В 1970 году я переехал на остров Ибица. Немного позже один из моих испанских друзей познакомил меня с Карлом Вандервортом, владельцем галереи Galleria Van Der Voort, где позже была представлена экспозиция из моих первых работ. Хотя Карл в скором времени покинули остров и навсегда уехал в Европу, все же именно это знакомство стало знаковым в моей карьере.
В то время я рисовал фигуративные картины, а гостями галереи были такие известные персоны как Меру, Макарелли и общение с ними поспособствовало тому, что я перестал заниматься фигуративной живописью и все мои дальнейшие работы были выполнены в стиле авангард.
Как Вам опыт работы в Москве?
Я познакомился здесь со множеством талантливых и профессиональных людей. Именно здесь находится амбициозный проект ART, в создании которого я принял участие, чем очень горд, т.к. этот проект не имеет аналогов не только в России, но и во всем мире.
Это ваш первый опыт росписи жилых объектов?
Как пришла идея расписать фасады жилого комплекса ART именно в такие цвета?
Я могу объяснить Вам так - представьте себе, что у Вас есть 2 цвета черный и белый - это цвет – «не цвет», это как контейнер, который содержит в себе цвета, к которым можно добавить все оттенки красок. Для меня эти оттенки означают свет и тень, это как инь и янь, смерть и жизнь.
Но если же объяснять выбор цветов без сакрального смысла, то в чёрный цвет я заложил желтый, который хорошо сочетается с белым, в белый - красный, который сочетается с черным и добавил синий цвет, который сочетается с черным и белым, а также я добавил золотой цвет, который для меня означает свет! Цвет как губка, ты сначала его впитываешь, а потом отдаешь. И результат этой алхимии – эмоция.
Идея создания проекта ART принадлежит моему другу Данте Бенини, именно его архитектурная студия Dante O. Benini & Partners предложила создание картины, в которой будут жить люди. Когда он позвонил мне с этим предложением, я почувствовал, что это действительно тот звонок, который меняет ход твоей жизни. Для меня, как для художника, ART стал некой «авантюрой».
По-вашему мнению современный художник должен жить и работать в шумном мегаполисе либо вдалеке от "всего мира"?
Когда у меня есть внутренне равновесие, мне комфортно в любом месте, для меня не имеет значения многолюдная ли это Красная площадь или комфортный остров Ибица. Где бы я не находился, в первую очередь я нахожу внутренне равновесие и покой. В каждой стране я пытаюсь прожить так, как живет житель этого места. Приезжая на Ибицу я не ем макароны, я ем паэлью, и смотрю телевизор на языке той страны в которой нахожусь, даже несмотря на то, что я не понимаю.
На примере мировой практики, искусство является неотъемлемой частью городов. Зачастую улицы и площади становятся музеями под открытым небом. На Ваш взгляд, в Москве достаточно "галерей" доступных для всех?
Я знаю лишь одну доступную для всех «галерею», это жилой комплекс ART. И более того мне неизвестны другие подобные проекты. «КРОСТ» - это первая компания, решившаяся сделать искусство доступным для каждого.
Мне посчастливилось работать с настоящими профессионалами и благодаря нашей профессиональной команде. Для реализации задуманного, мне вместе с моими помощниками приходилось работать на строительной площадке 24 часа 7 дней в неделю. Не скрою, для меня работа на высоте 140 метров, не совсем стандартная ситуация, но можно сказать, что эти экстремальные ощущения вдохнули новые нотки в мое творчество. Мне хочется отметить, что ART является самым масштабным проектом в моей биографии. Я очень горд нашей с Концерном «КРОСТ» работой и тем, что мне выпала честь быть художником, создавшим «самую большую картину в мире».