По данным специалистов финансово-строительной корпорации «Лидер» общие тенденции рынка демонстрируют активное омоложение группы потребителей, которые готовы и имеют возможность вкладывать средства в жилье. Стоит отметить, что в районах нового освоения, в отличие от более обжитых территорий с уже существующей инфраструктурой, доля покупателей в возрасте до 35 лет выше в среднем на 7-10%.
В 25-35 лет в жизни человека происходят наиболее масштабные изменения: вступление в брак, рождение детей. Молодые люди имеют больший горизонт планирования и соответственно возможность брать ипотеку на очень длительные сроки. При этом молодые люди не боятся улучшать свои жилищные условия при помощи ипотечных кредитов, несмотря на меньшие накопления: в этом возрасте многие активно строят карьеру и ожидают дальнейшего увеличения доходов на семью. В этой связи данная группа покупателей является локомотивом спроса на новые форматы жилья, в том числе и малоэтажного строительства в пригородах Подмосковья.
Рисунок 1 Распределение покупателей по возрасту
Тенденция увеличения в структуре спроса доли покупателей среди наиболее активной трудоспособной части граждан достаточно устойчива на протяжении последних 2 лет для большинства Подмосковных объектов.
География спроса в целом по рынку демонстрирует следующие тенденции: восток области исторически интересен тем, кто в этом районе работает или уже живет. Более престижный запад «собирает» клиентов со всех спальных районов Москвы, а также городов ближнего Подмосковья.
Рисунок 2 Территориальная дифференциация спроса за период апрель – октябрь 2012 г.
Тезис о том, что рынок столичного жилья растет за счет активного миграционного притока явно преувеличен. Большинство покупателей ЖК «Западное Кунцево» — москвичи (63% всех клиентов). Однако по опыту реализации других проектов в ближнем Подмосковье (на востоке от столицы) в последние 1-1.5 года география покупателей существенно расширилась. При этом покупкой жилья занимаются в основном те, кто уже так или иначе живет и работает в столице (более половины клиентов из регионов фактически проживают в Москве).
Распределение покупателей по территории Москвы неоднородно. Наибольшая их концентрация наблюдается в западной части. Покупатели, проживающие в ЗАО, составляют более трети (36%) от общего объёма покупателей, а доля западного сектора в целом (вместе с ЮЗАО и СЗАО) превышает 50%. Меньше всего покупок в «Западном Кунцево» было сделано жителями ВАО, ЦАО и ЮАО: эти три округа в совокупности дают всего 18% от общего объема спроса (в три раза меньше, чем три самых «популярных» округа).
Рисунок 3 Территориальное распределение покупателей в пределах Москвы (по административным округам, кроме Новомосковского и Троицкого)
Интерес представляет изменение структуры спроса в зависимости от стадии готовности домов: жители регионов более осторожно относятся к вложению средств в недвижимость, приобретая квартиры в корпусах, находящихся на более высокой стадии строительства (завершение монтажа, начало внутренней отделки). Так, в период с начала продаж в ЖК «Западное Кунцево» с апреля по конец мая 2012 всего 10 % покупок было сделано проживающими в регионах, тогда как с 1.09 по середину октября – уже до 30% продаж в различных корпусах. Подобный подход понятен, учитывая, что люди приобретают свое первое жилье в столице и стараются минимизировать возможные риски.
Жители Московской области, напротив, совершали покупки на начальном этапе гораздо охотнее, ориентируясь на более низкую стоимость объекта. Этот факт является также косвенным признаком высокой доли частных инвесторов среди данной группы покупателей (покупка квартиры на начальном этапе позволяет получить максимально высокий процент прибыли после окончания строительства и дальнейшей перепродажи квартиры). Доля покупок москвичей на всех этапах составляла более 50%.
Несмотря на явной преобладание определенной категории клиентов, ЖК «Западное Кунцево» удобен для совершенно различных групп покупателей, которых объединяет желание жить в современном доме, в экологически чистом месте, но с возможностью работать, учиться и проводить досуг в мегаполисе.
Дата публикации 30 октября 2012