20 июня 2016 года Клуб главных редакторов СМИ рынка недвижимости провел III Девелоперские дискуссии. В присутствии журналистов снова встретились представители девелоперских, риэлторских и архитектурных компаний. Тема для обсуждения была сформулирована следующим образом: «Готовый продукт. Загородное жилье, готовое к въезду: экономика, маркетинг, развитие сегмента». По традиции портал Novostroy-M.ru выступил в роли стратегического партнера по новостройкам.
Место действия
Площадкой для проведения девелоперских дискуссий стал отель Radisson Rezort, Zavidovo – а также вся территория проекта «Завидово», который находится на границе Тверской и Московской областей, на реке Дойбице, впадающей в Иваньковское водохранилище. Место интересно тем, что здесь, в Конаковском районе, компания «Завидово Девелопмент» ведет масштабные преобразования. В рамках проекта освоено несколько крупных участков, застраиваемых домами разной этажности и классности, создан гольф-клуб с профессиональным гольф-полем в 100 га. Это поле - единственное в России, лицензированное Ассоциацией профессиональных гольфистов Великобритании и Ирландии (PGA), основанной в 1901 г. Кроме того, построен уже упомянутый гостиничный комплекс на 239 номеров и 200 апартаментов с яхт-мариной, набережной и пляжами.
На все готовое
Все жилье в эконом-сегменте и часть жилья бизнес-класса предлагается в Завидово готовым для проживания. Это не слишком распространенная для отечественного рынка практика. Скорее, это соответствует зарубежному подходу: какими бы ни были условия приобретения загородного дома, покупатель всегда становится владельцем «готового продукта».
Традиция имеет под собой прочную экономическую основу: все конструктивные элементы, материалы, оборудование, мебель, другие предметы интерьера дома обеспечены гарантийными обязательствами производителей. У зарубежного покупателя нет желания годами достраивать и доделывать свой дом, тратя на это время и силы. Подбирая объект, он уверен, что только специалист может обустроить его качественно.
Российская «норма жизни» другая: суровое прошлое, когда человек получал условно готовую квартиру, и ее необходимо было доводить до приемлемого состояния путем перепланировки и ремонта, еще свежи в памяти. Стремление воплотить свои фантазии и построить дом мечты стало привычным. Есть и более весомая – экономическая – подпитка у таких устремлений: покупая коробку, а затем постепенно доводя ее до совершенства, клиент получает возможность растянуть затраты. Именно этим объясняется преобладание на нашем рынке предложения в виде участков без подряда.
Все-таки пробуют
И тем не менее, жизнь не стоит на месте. Приглашенные на встречу с журналистами эксперты признали: некоторая пресыщенность от процесса «создания дома своей мечты» уже наблюдается. В дорогом сегменте реализовать желание купить готовое, чтобы сразу вселиться, помогает вторичный рынок с его богатейшим ассортиментом предложения. Видя это, а также сталкиваясь с тем, что шоу-румы в загородных поселках часто раскупаются быстрее, чем «голые квадратные метры», застройщики периодически пытались нарушить торжество загородного полуфабриката и выводили на рынок полноценный загородный продукт.
Некому работать
Острые моменты дискуссии возникли в связи с темой ответственности перед клиентом со стороны девелопера и подрядной организации за качество отделки и оборудования предлагаемого жилья. Сергей Непомнящий, главный архитектор Института гелиотектуры, склоняется к мысли, что сегодня застройщики идут по пути наименьшего сопротивления. Если массово предлагается неготовый для проживания объект, то не связано ли это со стремлением избавить себя от лишних проблем? Довести объект до совершенства куда сложнее, чем передать клиенту коробку под черновую или даже чистовую отделку.
Хотя, по мнению Тимура Сайфутдинова, генерального директора Point Estate, отделка под ключ является большим преимуществом при покупке жилья, особенно в эконом-классе. Когда человек покупает квартиру, вложив в нее большинство своих денежных средств, а сам живет в съемной, платит за аренду и не имеет возможности переехать – это издевательство над самим собой.
Владимир Яхонтов, управляющий партнер «Миэль-Загородная недвижимость», объясняет такую ситуацию нехваткой ответственных и профессиональных строительных компаний, работающих на подряде. Уровень доходности проектов по отделке сравнительно невысок: 5-10%, а девелоперский бизнес имеет в целом другие задачи, в частности, развитие территорий.
Существует и проблема дизайна: отечественный застройщик неохотно привлекает к проектам специалистов из этой области, считая, что обустроить дом в состоянии и сам, отметила Екатерина Семихатова, партнер People2People.
Эксперты озвучили следующий прогноз относительно дальнейшего развития: в ближайшие два-три года прорыва на этом направлении не произойдет. Долгосрочная перспектива зависит от одного главного фактора – роста благосостояния граждан. Если потребительская способность будет расти, то вместе с ней возрастет и интерес к готовым объектам.
Фото: Клуб главных редакторов СМИ рынка недвижимости
Дата публикации 28 июня 2016