Рубен Разилов, директор по продажам AFI Development, рассказал порталу Novostroy-M.ru о том, каким был 2015 год на рынке новостроек Московского региона, как изменилось поведение покупателей в связи с кризисом, какие методы повышения спроса на жилье наиболее эффективны сегодня и что ждет отрасль в 2016-ом.
Как ваша компания пережила 2015 год? Отметили ли вы какие-либо изменения по сравнению с 2014-м?
Кризис отразился на всех компаниях в 2015 году, изменения на рынке недвижимости были отмечены каждым застройщиком. Платёжеспособный спрос населения по сравнению с 2014 годом уменьшился, но это никак не повлияло на темпы продаж наших проектов. Начиная с января 2015 года прайсовые цены практически не изменились. Нами было принято решение предлагать более выгодные условия своим клиентам по оформлению беспроцентной рассрочки платежей до конца строительства в ЖК «Одинбург», что отвечает запросам клиентов при текущем рынке. Мы начали оказывать полный спектр услуг по получению ипотечных кредитов, работаем более чем с 20 банками, поэтому оформление ипотеки занимает всего один день. Благодаря гибкой политике и индивидуальному подходу к каждому клиенту мы смогли приспособиться к новым рыночным условиям и эффективно работать весь 2015 год.
В целом, на ваш взгляд, можно ли говорить о том, что прошлый год был провальным на первичном рынке?
Нельзя сказать, что год был провальным для нас. Да, кризис был, нам пришлось внести свои коррективы в политику работы с клиентами, благодаря чему нам удалось выполнить свой годовой план более чем на 80%. Несмотря на макроэкономическую неопределенность, предложения особенно усилились в сегменте «комфорт-класс», что является показателем развития рынка. Потребители, несмотря на кризис, рассматривают возможность покупки качественного жилья, поэтому спрос был стабильным. Я полагаю, что рынок движется в правильном направлении.
В условиях кризиса предпочтения покупателей как-то изменились? Как именно?
Покупатели теперь более пристально смотрят на застройщика, на его репутацию. Изучают, насколько стабильно застройщик себя чувствует на рынке – от этого зависит, будет ли достроен дом. Ведь, как известно, скупой платит дважды – привлеченный низкой ценой за квадратный метр, дольщик рискует остаться с недостроенным объектом, если застройщик обанкротится. К сожалению, сейчас нередки случаи, когда квартиры «сбрасываются» по себестоимости строительства или даже ниже. Это должно насторожить клиента – значит, есть риск, что проект не будет закончен.
В целом, покупатели жилья в большинстве своем предпочитают не связываться с малоизвестными фирмами, построившими один-два дома, а отдают предпочтение надежным застройщикам, которые уже имеют успешно реализованные проекты и могут дать максимальную гарантию. Сейчас государство устанавливает единые, прозрачные и понятные правила для застройщиков, чтобы дольщики не попадали в ситуации, когда застройщик оказывается в затруднительном финансовом положении. В любых экономических условиях важна открытость компании. Мы как публичная компания придерживаемся этой политики, поэтому наши клиенты могут в любое время получить достоверную информацию о деятельности фирмы в целом и по данному проекту в частности, и не беспокоиться лишний раз.
Благодаря субсидированной ипотеке ставки по ипотечным кредитам в 2015 году были даже ниже, чем в докризисное время. Повлияло ли это на долю ипотечных сделок? Каков процент таких сделок в ваших проектах?
В наших проектах ипотечные сделки составляют около 70%. Ипотека – это один из основных инструментов сохранения высокой активности продаж – как для нас, так и для рынка в целом.
Каковы ваши прогнозы относительно будущего рынка новостроек в случае, если программу субсидирования ипотеки не возобновят?
Как уже было сказано, сделки с привлечением ипотечных кредитов занимают большую долю в продажах любых застройщиков. В случае если по каким-то причинам государственное субсидирование ипотеки не будет продлено, то очевидно, что первые 2 месяца для рынка будут непростыми. Некоторое время люди будут отказываться брать ипотечные кредиты по более высоким ставкам и станут откладывать покупку в ожидании возобновления программы. После этого начнется очередной этап адаптации рынка под новые условия, срок которого спрогнозировать сложно. Несмотря на макроэкономическую неопределенность, мы уверены, что с точки зрения рынка и клиента спрос на ипотеку будет увеличиваться в количественном отношении.
Каким образом вы стимулируете спрос в кризисное время? Какие методы наиболее эффективны?
Основные инструменты, которые мы используем – это предложение квартир с отделкой, цена которой закладывается в стоимость недвижимости, гибкая система скидок и рассрочек на весь период строительства, а также оказание дополнительных услуг. Мы помогаем с оформлением ипотечного кредита, реализацией старого жилья, предлагаем пакетные решения дизайн-проектов, рекомендуем строительных подрядчиков, чем помогаем сэкономить клиенту на сроках и стоимости ремонтных ремонт. Наша компания ведет открытую политику, поэтому мы всегда предоставляем информацию по ходу реализации проекта участниками строительства.
Некоторые эксперты прогнозируют в этом году снижение стоимости квадратного метра в новостройках. Есть ли реальные предпосылки к этому?
Мы считаем, что своих нижних значений рынок достиг еще в 2015 году, и ближе к весне 2016 года мы ожидаем оживление спроса. Динамика продаж начала этого года уже является для нас подтверждением этому. К лету скидки на квартиры в новостройках будут сокращаться и, по нашим прогнозам, стоимость квадратного метра начнет расти – как минимум, на размер инфляции.
Что ждет рынок в 2016 году? Вы уже прорабатывали какие-то сценарии дальнейшего развития событий?
Многое будет зависеть от политики государства, от пролонгации ипотечных программ и от макроэкономической ситуации в целом. Спрос на качественное жилье в Москве и Подмосковье далек от удовлетворения, сейчас каждый третий житель Москвы озабочен квартирным вопросом. Тенденция к миграции в Подмосковье сохранится и в 2016 году. На рынок будет выходить все больше качественных проектов по рыночной цене. Ценовые войны прекратятся, они уже никому не выгодны, иначе индустрия может просто вымереть. Они перерастут в качественную конкуренцию, когда застройщик будет озабочен уже созданием уникальной инфраструктуры, использованием качественных материалов, выбором выгодного местоположения. В 2016 году будет продолжаться активное развитие промышленных зон, мы станем свидетелями выхода на рынок Москвы крупных застройщиков с большими объемами работ и высокой ценой за качественные проекты. В качестве примера можно привести МЖК AFI Residence с ценой от 150 000 руб. за кв. м, который, как мы уверены, по качеству и концепции отвечает спросу людей минимум на четыре года вперед. Такой фактор как стабильный спрос на качественные проекты в хороших локациях свидетельствует о последовательном развитии рынка.
Читайте также:
Блиц-опрос: Без льготной ипотеки спрос снизится на 50%, а доля проблемных застройщиков вырастет
Дата публикации 21 января 2016