01 апреля 2015

«Экологическая обстановка в Москве может меняться в лучшую сторону»

Тимур Назмутдинов, руководитель ключевых проектов Eco Standart group, рассказал порталу Novostroy-M.ru об экологической обстановке в Московском регионе, факторах влияния на нее и о том, как она может меняться в ближайшие годы.

Какова экологическая обстановка в Москве в целом?

Экологическая ситуация в Москве, как и в большинстве мегаполисов, нормальная – характерная для городов. Т.е. нельзя сказать, что у нас все прекрасно, как в лесу, но и чего-то чрезвычайно ужасного тоже нет.

При этом в одних районах город оказывает на человека большее влияние, в других меньшее. Виды негативного воздействия, характерные для мегаполисов, представлены химическими факторами (наличие загрязняющих веществ в воздухе: автотранспорт и промышленные предприятия, а также объекты теплоэнергетики, очистные сооружения) и физическими (шум, вибрация, электромагнитное излучение, яркость и мерцание рекламных конструкций и др.). Поэтому при выборе места для проживания все равно нужно учитывать разные критерии, в том числе, где в районе можно проводить свободное время, гулять с детьми, есть ли рядом парки, зоны отдыха.

В каких районах Москвы экологическая обстановка наиболее благоприятная?

Традиционно западные и юго-западные районы Москвы считались более чистыми, а восточные и юго-восточные – более грязными. Это было связано с розой ветров (преимущественно в Москве ветры дуют с запада и юго-запада). Кроме того, промышленные предприятия в основном расположены именно на востоке и юго-востоке.

Но сейчас ситуация меняется из-за увеличения автотранспорта – теперь основной вклад в загрязнение атмосферы делают именно машины (почти 90%). Многие производства выносят за пределы города, многие работают не на полную мощность, на всех устанавливают новейшие очистные системы. Таким образом, рядом, например, с восточным Измайловским парком экологическая обстановка гораздо лучше, чем в непосредственной близости от Кутузовского проспекта или любой другой крупной автодороги на традиционно благополучном западе (и по состоянию воздуха, и по шуму, и по яркости, если окна выходят на магистраль).

Последние экологические карты Москвы, которые составляют на основе данных, предоставленных Департаментом природопользования и охраны окружающей среды, Мосэкомониторингом, уже больше похожи на «лоскутное одеяло»: относительно благополучные территории соседствуют с загрязненными во всех частях города. Хотя ситуация пока все еще хуже на юго-востоке (здесь работают нефтеперерабатывающий завод в Капотне и Курьяновские очистные сооружения).

Итак, при выборе района нужно в первую очередь изучать карты: выяснить, сколько в районе находится промышленных предприятий, автомагистралей, оживленных перекрестков, есть ли ТЭЦ.

Какие магистрали можно считать самыми губительными для экологии?

Все вылетные, Садовое кольцо, ТТК, МКАД.

И чем больше пробок на дороге, тем хуже?

На самом деле, не всегда. Значение имеет количество автомобилей, проезжающих по дороге в единицу времени. В Москве на крупных магистралях машины даже без пробок двигаются плотным потоком в большом количестве. И чем быстрее едет автомобиль, тем больше шума он создает.

На каком расстоянии должен быть расположен дом от магистрали, чтобы ее влияние было минимальным?

Чем дальше, тем лучше. На расстоянии 150-200 метров дорога в любом случае оказывает влияние, причем довольно сильное, 300 метров – уже меньше, 500 – еще меньше. Можно говорить, что 250-300 метров – это минимальное желательное расстояние от вылетной магистрали. При этом к  менее загруженным внутри- и межрайонным дорогам дом может находиться и ближе.

Но стоит еще учитывать, что дома мы, как правило, проводим меньше времени, чем на работе. Желательно вести здоровый образ жизни, больше гулять в экологически благоприятных парковых зонах, чаще выезжать за город: так можно и нужно нивелировать негативное воздействие города.

А можно ли жить в центре Москвы?

В центре, конечно, самая неблагоприятная экологическая обстановка: здесь сконцентрирована деловая, культурная, политическая жизнь столицы, и в день бывает очень много автотранспорта. Кроме того, здесь мало детских площадок и практически нет парковых зон.

Пожалуй, жить можно только в более отдаленных районах, расположенных за Садовым кольцом, например, ближе к парковым зонам: Нескучному саду, Парку Горького (районы Якиманка, Хамовники, Донской, Хорошевский), «Сокольникам» (район Сокольники) и др. Также относительно неплохая обстановка в Тверском районе.

В каких районах, помимо центра, самая худшая обстановка?

Районы действующих промышленных предприятий, очистных сооружений, нефтеперерабатывающего завода. Например, Марьино, Капотня, Лефортово, район станции метро «Электозаводская».

А насколько далеко желательно жить от промышленных предприятий?

Каждый промышленный объект, в соответствии с законодательством, имеет свою санитарно-защитную зону. Для разных предприятий она может составлять от 50 метров до 1 тыс. метров и более.

При этом сейчас, когда строят жилье, эти нормы, как правило, соблюдают. По крайней мере, в Москве. Несоблюдение размеров санитарно-защитных зон характерно, скорее, для старой застройки вблизи предприятий и промзон: раньше требования были менее жесткими. 

Платные парковки в центральных районах улучшают обстановку?

На этот счет есть противоречивая информация: с одной стороны, платные парковки вводят для того, чтобы снизить поток автотранспорта в центр, с другой стороны, транспортная способность центра увеличилась из-за соблюдения правил (дороги стали менее загроможденными) – теперь здесь проезжает больше машин, чем раньше. Другими словами, введение платных парковок практически никак не влияет на экологическую обстановку.

Как вы считаете, может ли улучшить экологическую обстановку введение платного въезда в Москву, который активно обсуждали в конце прошлого года?

Все будет зависеть от того, насколько снизится поток автотранспорта, въезжающего в город. Если транспортный поток снизится на 10-30%, то ситуация будет улучшаться.

Какие парки, лесные массивы лучше всего влияют на экологию?

Национальный парк «Лосиный остров», Измайловский парк, «Сокольники», заказник «Теплый стан», Битцевский лес, парк «Кузьминки», лесные массивы в Бутово и Ясенево, заказник «Тропаревский», «Воробьевы горы».  

Какова площадь зеленых насаждений в Московском регионе? Насколько это отличается от других мировых мегаполисов?

В Москве площадь зеленых насаждений составляет 54,5% от общей площади (в Подмосковье – около 47%). На первом месте в рейтинге самых озелененных городов – Осло (Норвегия), где этот показатель равен 66%. Таким образом, можно сказать, что мы находимся примерно в начале списка.

Сейчас многие промышленные предприятия вынесены за пределы города. Насколько это улучшает обстановку?

Безусловно, это весьма положительно влияет на экологическую обстановку. При этом необходимо помнить, что перед тем, как начинать застраивать бывшие промзоны, там необходимо проводить тщательные экологические исследования. А затем очистку территории (при необходимости).

На месте бывших производств, как правило, грунты загрязнены специфическими токсикантами – их необходимо заменять. Дело в том, что загрязненные почвы напрямую влияют на состояние воздуха за счет, во-первых, образования пыли, содержащей загрязняющие вещества, во-вторых, испарения загрязнителей.

Я могу сказать, что сейчас в Москве довольно высокий уровень сознательности в отношении экологии. Мы проводили исследования для нескольких парков – в результате загрязненные почвы там при создании новых газонов и площадок для отдыха меняли на чистые.

Застройщики жилой недвижимости тоже, по нашему опыту, выполняют требования законодательства, проводят экологические изыскания и исследования на начальных стадиях строительства.

Не становится ли экологическая обстановка хуже в Подмосковье из-за того, что туда выносят промышленные предприятия?

Думаю, что нет. Во-первых, их выносят не в одно место. Во-вторых, при организации производств сейчас соблюдают нормы закона (их негативное влияние на человека минимизируется), так же как и при строительстве в этих районах жилья.

На самом деле, влияние на человека в смысле экологии оказывают не только заводы и автотранспорт. Также огромную роль играют сами квартиры, офисные и административные помещения, где воздух зачастую гораздо грязнее, чем на улицах. Существуют проблемы пыли, эмиссии вредных веществ из предметов мебели, напольных покрытий, отделочных материалов, электромагнитных излучений. Кроме того, важно понимать, из чего построен сам дом.

Какие районы Подмосковья более благоприятны с экологической точки зрения, какие менее?

Основываясь на данных департамента природопользования Москвы, могу сказать, что наиболее неблагополучный район – Люберецкий.

К сильно загрязненным относятся: Шатурский, Каширский, Ногинский.

К загрязненным: Коломенский, Серпуховский, Павлово-Посадский, Подольский, Щелковский, Раменский, Пушкинский, Мытищинский, Красногорский, БалашихинскийЛенинский.

К слабо загрязненным: Клинский, Ступинский, Сергиево-Посадский, Домодедовский.

К достаточно чистым: Наро-Фоминский, Чеховский, Дмитровский, Солнечногорский, Одинцовский.

К особо чистым: Волоколамский, Егорьевский, Можайский, Рузский.

На трубах промышленных предприятий могут установить датчики, автоматически измеряющие выбросы загрязняющих веществ в атмосферу. Как, по-вашему, повлияет ли это благоприятно на экологию?

Конечно, это даст положительный результат. Предоставление данных с датчиков в онлайн режиме контролирующим органам или на сайты заводов повысит ответственность предприятий в вопросах охраны окружающей среды, позволит оперативно реагировать на повышение содержания загрязнителей в выбросах и не допускать сверхнормативного загрязнения среды.

Какие есть планы по улучшению экологической обстановки у властей?

У нас планируют применять западные стандарты по охране окружающей среды – внедрять и стимулировать к внедрению наилучшие доступные технологии на производствах, которые позволяют не бороться с последствиями, а исключать проблемы на самых начальных этапах. Эти инициативы будут внедрять поэтапно до 2019 года.

Какие еще меры могут улучшить экологию Москвы?

Рассредоточение потоков движения людей, так как сильно загружены не только автодороги, но и общественный транспорт, в том числе метро. Желательно сделать так, чтобы деловой, политический, культурный и туристический центры города находились в разных местах мегаполиса и за его пределами. Конечно, единовременно эти вопросы решить не получится. Но при желании и долгосрочном планировании развития города использование подобных подходов возможно.

Ваш прогноз – будет ли как-то меняться экологическая обстановка в Московском регионе?

Все зависит от того, какие мероприятия будут проводить власти города. Если действительно ограничат въезд в город, будут дальше выносить предприятия за пределы МКАД, ужесточат контроль на заводах, то ситуация станет меняться в лучшую сторону – есть слабоположительная тенденция. Но идеальным состояние окружающей среды, конечно, никогда не станет: это мегаполис. Однако, безусловно, нужно стремиться улучшать экологическую обстановку всеми доступными способами.

Другие материалы с тегом "Eco Standart group"
ЖК «Позитив» в Новой Москве: недорогие квартиры с минимумом инфраструктуры

Всего в 3-х км от МКАД компания Capital Group возводит жилой комплекс «Позитив». Технология строительства панельная, дома строят из современных панелей производства «ГВСУ «Центр». Продажи стартовали...

23 ноября
ЖК «Новокрасково»: квартиры с видом на воду, доехать до которых будет сложно

Новым заданием для Тайного покупателя от редакции Novostroy-M.ru стал ЖК «Новокрасково». Это масштабный проект, который компания «Тройка РЭД» возводит в поселке Красково. Жилой комплекс заинтересует тех, кто...

15 ноября
ЖК «Люберцы 2017»: квартиры на любой вкус, но инфраструктура сильно запаздывает

Новым заданием от редакции Novostroy-M.ru для Тайного покупателя стало «приобретение» квартиры в ЖК «Люберцы 2017», который компания «Самолёт Девелопмент» строит возле Люберец. Наш агент уже...

01 ноября