Вчера в рамках 16 Строительной недели Московской области, которая проходит в «Крокус Экспо» состоялся круглый стол «Необычные форматы недвижимости как инвестиции в будущее». Организатором мероприятия выступила компания Urban Group, в проектах которой насчитывается около 10 разнообразных форматов редких квартир.
«На сегодняшний день доля квартир необычных форматов на рынке первичного жилья Подмосковья составляет менее 5% от всего объёма предложения во всех сегментах (около 2050 штук», — рассказал в своем выступлении Леонард Блинов, заместитель генерального директора Urban Group. По его словам, пул квартир редких форматов на первичном рынке жилья Московской области в эконом- и комфорт классах показывает прирост по сравнению с прошлым годом на 47%, тогда как в бизнес- и элитном классах количество квартир необычных форматов, наоборот, сократилось в 2,5 раза. «Это говорит о серьезном росте качества жилья в сегменте экономкласса», — пояснил эксперт.
По словам Светланы Кондачковой, управляющего партнера, генерального директора Urban Realty, сегодня общим трендом на потребительском рынке является тренд глобальной индивидуализации. «Потребители стали самовыражаться через обладание теми или иными вещами, через демонстрацию своего личного вкуса, статуса, материальных возможностей, а также через реализацию своих тонких потребностей. Эта тенденция успешно распространяется и в недвижимости, причем не только в элитном секторе, но и в более дешевых и массовых сегментах», — заметила она.
По данным представителя Urban Group, в основном необычные квартиры выбирают покупатели в возрасте от 25 до 35 лет (45%), большинство покупателей (около 65%) — жители Москвы. «Традиционно более открыты для экспериментов женщины, поэтому среди покупателей квартир редких форматов 51,9% составляют представительницы прекрасного пола», — отметил Леонард Блинов.
Что такое необычный формат
Первые квартиры необычных форматов на рынке российской недвижимости, по оценкам Светланы Кондачковой, появились еще в начале 90-х. «Тогда сформировался первый тип неформатных объектов — квартиры с наличием гардеробных и объединенными кухнями-гостиными, полученными в результате перепланировок. В это же время на рынке появились первые квартиры с зимними садами и мансардами. К началу 2000-х на российском рынке недвижимости однозначно сформировался современный элитный сегмент, который вывел на рынок архитектурные проекты, отражающие базовые принципы индивидуализации — эстетичность, функциональность, повышенный комфорт, уникальное внутреннее пространство, продуманность окружающей среды. И, наконец, фактически после кризиса 2008 года тренд глобальной индивидуализации вошел и в сегменты недвижимости эконом- и комфортного класса», — рассказала она.
Сегодня, как объяснил Леонард Блинов, к необычным форматам квартир принято относить любые планировочные решения, выходящие за рамки обычных одноуровневых квартир: двухэтажные квартиры-мезонеты, двухуровневые квартиры, лофты, мансарды, квартиры с отдельным входом и квартиры с высокими потолками (хайфлэты). «Есть еще более необычные, уникальные форматы, например, круглые видовые квартиры с обзором на 270 градусов, трехуровневые квартиры и даже квартиры на мосту над каналом в ЖК «Город набережных». В ЖК «Солнечная система» сейчас представлен новый формат — «хобби-квартиры», которые помимо жилой площади обладают дополнительным нежилым многофункциональным пространством, которое предназначено для создания музыкальной студии, библиотеки, кинозала или мастерской», — пояснил эксперт.
В свою очередь Светлана Кондачкова отметила эколофты и квартиры на мосту, созданные компанией Urban Group, двухэтажные апартаменты на первом уровне домов с отдельными выходами на улицу, так называемые сити-хаусы от ГК «Грас», круглые квартиры в проектах ГК «Центрстрой».
Особенность таких квартир не только в планировочном решении, но и в цене такого необычного продукта. «Стоимость квадратного метра квартир необычных форматов, как правило, несколько выше — до 10%. Стоимость квадратного метра совсем редких форматов в силу уникальности предложения может быть еще выше: на 15–20%», — отметил Леонард Блинов. В качестве таких примеров эксперт назвал «круглые» квартиры с обзором 270 градусов, квартиры на мосту в ЖК «Город набережных» или таунхаусы на двух первых этажах с отдельным входом в ЖК «Ньютон».
Есть нестандартные форматы и в нежилой недвижимости, которые также с каждым годом набирают популярность, как у российских покупателей, так и у инвесторов. Александр Самодуров, генеральный директор NAI Becar Apartaments, назвал, Loft, а также его разновидности Hard и Soft Loft, которые стали популярны в начале 40-годов в США. «Во многом преимущества лофта превосходят обычное жилье. Во-первых, экономичность и вариабельность ремонта. За счет исторической уникальности здания, необычного дизайна самого пространства лофта, вынесенных коммуникаций наружу у покупателя всегда есть возможность сделать ремонт на свой вкус, сэкономив при этом значительную сумму. Во-вторых, большинство компаний сегодня вводят практику «свободного стола», появляются люди, стремящиеся работать вне офиса, много молодых бизнесменов, которые строят свой бизнес, опираясь на информационные технологии. Преимущественно это молодые, прогрессивные, амбициозные люди, ценящие свое время и желающие максимально комфортно организовать свое рабочее пространство. А учитывая идеальную планировку лофтов (как правило, двухуровневая зона, где на первом этаже организуется рабочее место, а на втором — жилое), безусловно, именно лофт для организации домашнего офиса становится приоритетными при выборе», — уверен он.
Как обустроить необычную квартиру?
«Очень часто в своей практике мы сталкиваемся с покупателями квартир редких форматов, потому что действительно люди, приобретающие жилье в экономклассе, тоже хотят эстетики, им интересны высокие панорамные окна, полукруглые стены, двухуровневые квартиры. Но одно дело квартиру купить, другое — обустроить», — пояснила Лилия Лобанова управляющий партнер Студии интерьеров Jazzberry. И в качестве примера привела архитектурный элемент двухуровневой квартиры — лестницу. «Это всегда главный элемент интерьера, который притягивает внимание и держит этот интерьер, зрительно расширяет пространство, вносит в квартиру ощущение загородного дома», — заметила она. По словам специалиста, красивая лестница съедает большую часть бюджета и площадь квартиры, а покупатели недорогого жилья всегда хотят максимально функционально наполнить каждый квадратный сантиметр квартиры. «Поэтому дизайнер должен предусмотреть этот момент и использовать всю площадь по максимуму, к примеру, под лестницей можно организовать кладовку», — посоветовала она.
Перспективы и инвестиции
На круглом столе эксперты не раз отмечали высокий спрос на необычные форматы. Вместе с тем, Светлана Кондачкова заметила, что часть таких форматов скоро перейдет в стандартную линейку предложений и трудно будет себе представить современный жилой комплекс, в котором не будут представлены студии или двухуровневые квартиры. «Что же касается инвестиционного будущего неформатных, редких объектов эконом- и комфортного классов, то они достаточно однозначны, так же как и в бизнес- и элитном сегменте. Пока эти объекты имеют ценность единичных, редких форматов, их доля на рынке не будет составлять более 5–10%. А любая редкая квартира всегда имеет шанс найти своего покупателя и получить дополнительную премию за уникальность. Кроме того, нестандартные объекты эконом- и комфорт-класса имеют более оптимизированную площадь, в отличие от элитных объектов и в этом смысле легко конкурируют со стандартными квартирами в своем классе», — заключила она.
По мнению Александра Самодурова, лофты также будут пользоваться высоким инвестиционным спросом. «Цена входа для инвестора ниже на 20% , чем в стандартное жилье. При этом сдаются в аренду лофты за те же деньги, что и квартиры, поэтому для инвесторов это очень привлекательный и доходный формат недвижимости. Мы прогнозируем большое будущее нестандартных форматов недвижимости и их неоспоримую роль в создании качественно нового уровня жизни», — констатировал он.
Дата публикации 30 октября 2014