8 мая в программе «Forbes Карантин» на тему изменения пространств для жизни после коронавируса рассуждали президент компании Sminex Алексей Тулупов вместе с редакционным директором Forbes Николаем Усковым, главным архитектором Москвы Сергеем Кузнецовым, руководителем Московского центра урбанистики Сергеем Капковым, архитектурным критиком Григорием Ревзиным и президентом компании Becar Asset Management Александром Шараповым.
Как изменится город после коронавируса?
Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов считает, что успешный город – плотно застроенный, с большим количеством людей и интенсивно используемыми общественными пространствами. Разъединения, перемещения по одиночке не произойдет, так как город подразумевает активное взаимодействие и общение жителей.
«Самоизоляция позволит людям по-новому взглянуть на свои квартиры и послужит катализатором, который подтолкнет их к более качественному жилью», – рассуждает Алексей Тулупов, президент Sminex.
А. Тулупов полагает, что коронавирус не изменит резким образом потребительский спрос и предложение девелоперов. Он лишь ускорит эволюционные процессы, поэтому характеристики, которые ранее были восхищающими перейдут в обязательные, например, собственный двор-парк у дома, питьевая вода из крана, очищенный увлажненный воздух в квартирах и другие составляющие комфорта проживания.
«Покупатели, посидев в четырех стенах, начнут больше ценить комфорт жилья. Одна из его частей – размер. Эта характеристика выйдет на первый план, как и уровень систем комфорта, просторные общественные пространства и качественная планировка квартиры с обособленной жилой зоной. Так, например, Tato Nano и Rolls-Royce служат одной цели: 4-5 человек могут ехать на обеих машинах, просто с разным комфортом», – добавил Алексей.
Что будет с офисной недвижимостью?
Александр Шарапов, президент компании Becar Asset Management, отмечает, что центр города привлекает людей. В следующее десятилетие коливинги, как 10 лет назад коворкинги, будут расти сумасшедшими темпами. В них будут, как open space, так и мини-офисы на 2-4 человека, в которых будут минимизированы риски чем-либо заразиться.
По мнению Алексея Тулупова, спрос на работу в офисе практически не изменится. Опыт работы удаленно показал, что:
· Разграничивать личное и рабочее пространство сложно, и это порождает стрессы.
· Скорость и качество удаленной работы падает.
· Большинству людей нравится и нужно ездить в офис.
С другой стороны, появятся люди, которые распробуют работу на удаленке и, вероятно, появится спрос на жилье с отдельной зоной для организации рабочего места.
А есть ли жизнь на кровле?
Как будут меняться образы домов, общественные пространства и станут ли распространенными в Москве обитаемые крыши?
Архитектурный критик Григорий Ревзин подчеркивает, что он бы хотел, чтобы в Москве строилось меньше домов и они были дороже:
«Сейчас в наших мегаполисах есть гигантская периферия спальных районов, которая по качеству жизни не сопоставима с центром города. Это касается размеров квартир, количества домов и придомовых территорий. Многие над этим работают, но не знают, как это исправить. Это вызов».
Руководитель Московского центра урбанистики Сергей Капков рассказывает, что через три года для москвичей в квартирах станет обязательным наличие балкона и придворового благоустроенного пространства. Потому что сейчас 5-6 миллионов людей столкнулись с тем, что их досуг – посмотреть из окна во двор, который перестал быть сквозной территорией от дома на работу.
Алексей Тулупов отмечает, что комфортные общественные пространства, лобби-бар и эксплуатируемые кровли можно делать не только в премиальных, но и в домах бизнес-класса. Он дополнил:
«Миф, что это дорого. Во всех домах Sminex есть комфортные пространства для общения и отдыха, пентхаусы с эксплуатируемой кровлей, ландшафтные дворы с детскими площадками и зонами для разных возрастных групп».
Дата публикации 12 мая 2020