Портал Novostroy-M.ru начинает публиковать цикл видеоинтервью с профессионалами рынка недвижимости Московского региона. Партнер, член совета директоров компании MR Group Ирина Дзюба рассказала о своей работе, жизненных ценностях и приоритетах.
Ирина, вы работаете в компании более 10 лет. Никогда не хотелось сменить место работы?
За это время были две серьезные попытки поменять работу, но, как видите, они обернулись неудачами. Руководство компании делало мне встречное предложение, от которого я не могла отказаться.
Конечно, поступают предложения и от агентств, и от компаний, которые работают в сфере недвижимости. В начале 2014 года я приняла одно такое - от «Локо-Банка» - и сейчас занимаюсь достаточно крупным проектом по развитию ипотечного бизнеса. «Локо-Банк» посчитал, что взгляд специалиста рынка недвижимости поможет им правильно сфокусироваться. Можно сказать, что я теперь одна в двух лицах. Но работа над ипотечным бизнесом одновременно стимулирует и продажи жилья в объектах MR Group.
А с чего начиналась MR Group?
У нас есть своя шутка по этому поводу, что началось все с идеи пристроить к универмагу 12-этажное офисное здание. В 2003 году мы взяли площадку на 4-ой улице 8 Марта, которая не примыкает непосредственно к Ленинградскому шоссе, рядом с типовым универмагом. Подготовили проект пристройки бизнес-центра с реконструкцией этого магазина. Так появился БЦ «Аэропорт». Именно в нем с тех пор и находится головной офис компании.
А если глобально, то все началось с изучения возможностей рынка. Мы увидели потенциал для себя, простор для активного развития. И до сих пор продолжаем быть первопроходцами во многих направлениях. Например, мы первые построили бизнес-центр за ТТК, открыв новый перспективный сегмент. А ведь в 2004-2005 годах считалось, что территория для бизнеса располагается исключительно внутри Садового кольца. Проект стал очень востребованным, что предопределило дальнейшее развитие компании.
Также первые реализовали проект целиком еще на стадии котлована – таким объектом стал бизнес-центр «Новосущевский». Одни из первых мы предложили рынку новые офисные площади на продажу. Этой стратегии придерживаемся до сих пор.
В кризис 2008 года первыми стали работать по бартеру с подрядчиками, которые выполняли свою работу за квадратные метры. Это позволило нам без задержек реализовать БЦ «Трио». Ведь в то время отсутствовало проектное финансирование, не было инвесторов, готовых вкладывать деньги в строительство, да и сама ситуация на рынке была негативной.
Также мы одни из первых, кто вышел на рынок с многофункциональными комплексами, которые включали в себя апартаменты, офисы и торговый центр. Причем и офисы, и апартаменты строились на продажу. В текущем же портфеле MR Group подобные проекты занимают 60-70%. А тогда мы почувствовали эту нишу и поняли, что в ней интересно работать.
Порой, не верится, что с момента прихода в компанию, у которой в «бумажной» стадии находился всего один проект, прошло уже более 10 лет, за которые портфель MR Group пополнился на 4,7 млн кв. м, а география присутствия разрослась до трех регионов.
За это время что было самым сложным?
Самое сложное – это первая сделка и первый кризис. С 2003 по 2007 год мы четко придерживались стратегии развития исключительно в рынке офисной недвижимости. Потом перед самым кризисом появился первый и очень успешный проект курортной недвижимости – ЖК «Королевский парк» в Сочи, огромный пентхаус которого был реализован еще на стадии строительства.
Грянувший в 2008 году кризис кардинально изменил ландшафт спроса: инвестиционный интерес к офисам заметно снизился, и мы приняли решение диверсифицировать бизнес. В формате жилья в Московском регионе появился наш первый проект – «Химки Сквер». Его востребованность нас воодушевила. После этого появился более крупный ЖК «Эко Видное» и первые многофункциональные проекты в Москве – МФК «Водный», ЖК «Фили Град».
Если буквально 2 года назад мы были известны на рынке исключительно как девелопер коммерческой недвижимости, то теперь нас гораздо привычнее воспринимают как строителей жилья.
Один из ключевых процессов в девелопменте – грамотно подобрать площадку. По каким критериям вы делаете выбор?
Безусловно, важна доходность. У нас есть критерии, определяющие ее, также мы всегда предпочитаем основываться на собственном опыте. Но самое главное – уверенность и понимание, что проект будет построен и реализован в экономически понятные сроки.
Конечно, важно рассматривать перспективы развития района. Мне кажется, что мы попали в точку с площадками на территориях бывших промзон. При их покупке мы уже оценили тот потенциал, который связан с их развитием и редевелопментом, и рассматривается сейчас московскими властями как ключевое направление создания комфортной среды проживания в городе.
А были ли площадки, которые вызывали сомнения, над которыми вы долго думали, но в результате все прошло хорошо?
Да. Одна из таких площадок - наш нынешний проект «Фили Град». У нас были сомнения относительно формата этого объекта. В итоге оптимальным решением стала новая для рынка концепция – МФК с апартаментами, торговыми площадями и офисами, и проблема разрешилась, а комплекс демонстрирует стабильный спрос.
Кстати, это был первый для рынка проект с апартаментами комфорт-класса. Тогда были элитные апартаменты и «Москва-Сити», а в среднем ценовом сегменте ничего не было представлено. Было достаточно ново для рынка предложить проект с характеристиками бизнес-класса по стартовой цене 5 миллионов рублей за апартаменты площадью от 43 квадратных метров. Поэтому как первопроходцам нам было непросто. Но все сложилось очень удачно, и мы видим востребованность такого формата, видим, что на основе нашего опыта начинают появляться похожие проекты.
Ирина, согласитесь, что строительство не совсем женская профессия. Как удается быть бизнес-леди, очаровательной женщиной и мамой двух малышей?
Основная моя компетенция лежит в области стратегического развития компании. А непосредственно со строителями я общаюсь нечасто. Мои коллеги-мужчины забирают на себя этот груз. Хотя у меня был подобный опыт, когда я возглавляла проект БЦ «Двинцев». Там я реально общалась на стройке со всей командой. Надо сказать, что руководить стройкой – отдельный вид спорта.
Деловая женщина в семье - это плюс или минус?
Скорее минус, это мнение всех членов моей семьи. Безусловно, работа накладывает свой отпечаток. Ведь проведено много переговоров, пройдено много ситуаций, когда приходилось принимать достаточно жесткие решения. Бизнес захватывает, требует много времени, я пытаюсь соблюдать баланс, но не всегда успешно.
И все же я стараюсь больше времени уделять детям. Но я также очень благодарна мужу, свои родным и близким, а также няням, которые помогают мне поддерживать дома нужную атмосферу. Конечно, когда приходишь с работы домой и тебя встречают соскучившиеся дети, переключаешься в «домашний» режим, начинаешь погружаться в их радости и заботы. Это стимулирует и дает нужные жизненные силы. Может, не всегда хватает времени на ведение домашнего хозяйства, но время с семьей, с детьми для меня бесценно, это то, вокруг чего я организую свою жизнь.
В оправдание загруженности можно отметить, что вся моя деятельность – это стартап, будущая база для моих детей в их взрослой жизни.
Что для вас важно в воспитании?
Важно почувствовать и поддержать склонности и устремления своих детей. Важна искренность. Надо всегда придерживаться определенной генеральной линии, объясняя, что хорошо, а что плохо. Но следует помнить, что дети наблюдают за нами и отлично копируют. Они все прекрасно видят, чувствуют ваше настроение.
Что, на ваш взгляд, им следует перенять от вас?
Наверное, целеустремленность и коммуникабельность. Нужно уметь в любой ситуации быть максимально корректным.
А как вы справляетесь с усталостью?
Лучше всего выводят из депрессии игры с детьми. В настоящий момент мы очень любим играть в прятки. Они еще маленькие, не умеют прятаться по-настоящему, но всегда надо изображать, что ты не можешь их найти. Это вызывает бурный восторг.
Также устраиваем бои подушками. Одним словом, это физически активные игры. Это дарит им радость, для меня это возможность отдохнуть после рабочей суеты и провести время с детьми.
Но и книжки они любят, когда им читают. Пока самые любимые - это стихи Маршака и Барто. Даже маленькая дочка знает многое наизусть, а сын и подавно.
Ирина, ваше жизненное кредо?
Невозможное возможно.
Какие цели вы ставите перед собой на будущее?
В профессиональной сфере мечтаю использовать все свои знания и опыт в интересных, сложных и нестандартных проектах.
Дата публикации 24 июля 2014