Рейтинг@Mail.ru
Переверните экран

«В Москве нужно обустраивать небольшие пространства, из которых и складывается наша жизнь»

Строительство в столице не исчерпывается сотнями жилых новостроек: в последние годы москвичи видят, как изменяются общественные пространства: парки, площади, пешеходные улицы — и появляются новые. Москва находится в глобальном тренде, уверена преподаватель архитектурной школы МАРШ, практикующий архитектор Надежда Нилина, и рассказывает о мировом опыте.

Парк культуры и отдыха им. М. Горького

Парк культуры и отдыха им. М. Горького

Я расскажу о примерах создания общественных пространств в Нью-Йорке, Париже, Торонто, Мадриде и Лос-Анджелесе, хотя основной фокус будет на Нью-Йорке. Вот те тренды, которые я наблюдаю в мире и в Москве. Все они не новые, большинство появились в 60-е годы.

Поворот, возврат к воде — это связано с деиндустриализацией прибрежных территорий по всему миру.

Знаковые проекты наряду с огромным количеством проектов «на каждый день» — это благоустройство небольших территорий, контроль за движением на улицах, строительство более удобных остановок общественного транспорта. Это те небольшие пространства, из которых, собственно, и складывается наша жизнь. И многие города расставляют приоритеты между большими и микропроектами примерно пятьдесят на пятьдесят. Так, Нью-Йорк последние годы уделяет им одинаковое внимание.

Большой тренд, который продолжается Восточной Европе в течение последних десяти лет, — это рекламация индустриальных пространств.

Очень внушительный тренд — инфраструктурно-ландшафтный урбанизм. Я покажу проекты, которые связаны в основном именно с этим трендом. Он невероятно затратный и имеет свою историю. Такого рода мода возникла в США в 30-е годы: во время Депрессии  была создана компания Works Progress Administration, которая вкладывала государственный бюджет в создание больших инфраструктурных проектов, в том числе проектов общественных пространств. Большинство общественных пространств, которые есть сейчас в Нью-Йорке, были созданы в результате именно этой программы и ее последователей.

Последний тренд, который виден в мире и особенно в Северной Америке, — это большое число участников проекта. Власть плюс общественность и частный капитал.

«Уровень целования в общественных местах поднялся до опасных пределов»

«Уровень целования в общественных местах поднялся до опасных пределов»

Недавно на сайте The Project for Public Spaces была опубликована газетная статья. В связи с предстоящими выборами мэра в Нью-Йорке идут дебаты, связанные с тем, что Майкл Блумберг создал огромное количество общественных пространств, которые выкраивались из территорий, прежде принадлежавших автомобилям. Самый большой вопрос — будет ли преемственность его политики или новый мэр тут же отменит все решения, дороги начнут снова расширяться, и все эти общественные пространства, которые были «украдены» у транспорта, ему будут возвращены?

Так вот, в статье говорится следующее: «Ссылаясь на официальные сведения о том, что уровень целования в общественных местах поднялся до опасных пределов, мэр города Нью-Йорка Майкл Блумберг предложил меры, лимитирующие длину «публичного показа привязанности» в интересах общественного здоровья. Блумберг признался, что безудержные поцелуи можно объяснить как непреднамеренное последствие улучшения общественных пространств, которые было центральным приоритетом его собственной политики». (Статья опубликована 1 апреля. — Прим. ред.)

Конечно, Нью-Йорку далеко до Парижа, который с начала XX века был прославлен как самый романтический город и по сей день отстаивает такую репутацию. Там никому в голову не придет ограничивать минуты поцелуя — это чисто американская пуританская традиция. Несмотря на уже устоявшуюся репутацию, Париж стремится поддерживать и обустраивать общественные пространства. И без того хорошо всем известные парижские набережные продолжают улучшаться. В том числе летом там устраивается временный пляж.

Надо сказать, что временные проекты имеют очень большое значение. Известный проект  — набережная в Торонто, выполненная компанией West 8. Однако мало кто знает, что параллельно набережной находилась широкая магистраль. Этот хайвей практически перерезал город, создавал барьер на подходе к самой набережной и воспринимался крайне негативно. В 2006 году West 8 предложила совершенно радикальную идею: вместе с трансформацией набережной трансформировать этот хайвей в городской бульвар. Никто не мог поверить, что это возможно, вся эта идея воспринималась как бред городского сумасшедшего, тем не менее город согласился попробовать провести несколько фестивалей и закрыть эту улицу, чтобы посмотреть, что будет происходить с трафиком. Конечно, в первый раз это было в выходной день, но после этого было проведено несколько фестивалей, и жители Торонто очень быстро поняли, что на самом деле это может быть не большой хайвей, а нормальная городская улица и бульвар.

Набережная в Торонто, проект West 8

Набережная в Торонто, проект West 8

Вообще возвращение к реке — это еще один мировой тренд, возникший благодаря деиндустриализации прибрежных районов. Во многих городах идут работы по очищению воды. Так, в Бостоне река была очищена до такого состояния, чтобы в ней можно было плавать. В Копенгагене был сделан отдельный бассейн, тем не менее это не единственное место, где люди плавают.

Похожий проект под названием + POOL в Нью-Йорке предусматривает не только возможность поплавать в бассейне: сам этот бассейн очищает воду в реке. Надо сказать, что идея устройства бассейна в реке не новая — это скорее возвращение к истории. В Нью-Йорке было в начале XX века более 20 купален и бассейнов в реке.

+ POOL в Нью-Йорке

+ POOL в Нью-Йорке

Многие проекты по обустройству общественных пространств не требуют очень больших вложений. Вот излюбленное место парижан — канал Сан-Мортан, который в последние годы был освещен заново. План освещения был сделан архитекторами и оказался не очень затратным, но очень успешным.

Канал Сан-Мортан в последние годы был освещен заново

Канал Сан-Мортан в последние годы был освещен заново

Возвращение к реке происходит не только за счет снятия барьеров на подходе к реке, но и за счет снятия барьеров с самой реки. Довольно известен в Америке пример города Провиденс в штате Род-Айленд. Планировщики перекроили всю транспортную систему этого небольшого города ради того, чтобы открыть реку, которая была в бетонном тоннеле. Проект задумывался довольно долго, но был реализован стремительно, и за несколько лет река стала излюбленным местом отдыха целого штата.

Другой известный ландшафтно-инфраструктурный проект Big Dig, когда 6 км шоссе, напротив, убрали в тоннель, и вся поверхность была отдана под общественное пространство. Проект реализован, и, несмотря на то, что он вышел из бюджета более чем в пять раз, он тем не менее считается удачным. Потребовалось 30 лет на его реализацию, зато сейчас в последние годы наблюдается стремительный возврат инвестиций.

Еще один ландшафтно-инфраструктурный проект компании West 8 в Мадриде: 20 км шоссе убирается в тоннель и создается пространство для жителей.

Проект Hight Line в Нью-Йорке уже работает сам против себя. Он стал таким популярным с  момента открытия, что многие местные жители жалуются, что в парке стало слишком много людей, и в нем уже стало невозможно делать пробежки. К счастью, в Нью-Йорке политика Блумберга и в какой-то степени Джулиани до него привела к созданию такого количества общественных пространств по всему городу, что место есть для каждого. Так, Джулиани отдал значительную часть Таймс-Сквер под общественное пространство, в котором происходит все что угодно, включая классы йоги.

Джулиани отдал значительную часть Таймс-Сквер под общественное пространство

Джулиани отдал значительную часть Таймс-Сквер под общественное пространство

И еще несколько больших значимых нью-йоркских проектов. Fresh Kills — большой созданный человеком холм, на месте, где находилась городская свалка. Она была закрыта в 99-м году и превращена в парк. Первая фаза уже практически открылась.

Fresh Kills в Нью-Йорке

Fresh Kills в Нью-Йорке

Проект Governors Island — бывшая военная база, где теперь строят парк. Кстати, холмы на этом проекте строятся из земли, которая при постройке новой линии метро.

Governors Island в Нью-Йорке

Governors Island в Нью-Йорке

Самый большой, пожалуй, нью-йорский проект — это строительство «зеленого кольца» вокруг всего города. Надо сказать, что в Нью-Йорке такие проекты находятся не только в центре, они распространяются и на все пригороды.

На территории бывшего порта в Бруклине теперь парк, три фазы его строительства уже реализованы. Карусель для парка была подарена женой бизнесмена, владеющего самым большим количеством земли на территории Вильямсбурга и практически оплачивающего строительство этого парка.

Фото: ppl.org, west8.nl, govislandblog.com

Дата публикации 11 сентября 2013
Рассылка новостей
Раз в неделю мы будем присылать вам самые интересные новости о недвижимости на почту
Подписываясь на рассылку, вы принимаете условия пользовательского соглашения
Полезное
Следите за обновлениями Новострой-М на самых популярных площадках интернета
Наш Telegram
Мы в Яндекс.Дзен Канал на Youtube
Читайте также:
Итоги марта: продажи новостроек растут, возвращается спрос на ипотеку
Александр Пыпин, руководитель проекта Dataflat, проанализировал данные о спросе на новостройки в Московском регионе за март 2024 года.   В марте 2024 года зарегистрированные розничные продажи квартир и апартаментов по ДДУ и уступкам в Московском регионе (Москва,...
05 апреля 7796
«Уклад жизни повлиял на изменение девелоперского продукта»
На рынке недвижимости принято обсуждать цены, их колебания и зависимость от курса валют, политической или экономической ситуации. Но в концерне «КРОСТ» уверены: решающее значение на ближайшие 10 лет приобретет не волатильность цен, а качество девелоперского...
04 апреля 8804
«Рынок живет ожиданиями снижения ключевой и ипотечных ставок, намечаются перемены к лучшему»
Новое решение ЦБ специально для Новострой-М прокомментировал Денис Бобков, генеральный директор аналитической и консалтинговой компании «Недвижимость-Профи»: – Центробанк вернулся к политике стабильности, и сегодня уже во второй раз подряд ключевая...
22 марта 9200
«В течение года мы прогнозируем рост цен на рынке новостроек в диапазоне 5–10%»
Близится завершение I квартала 2024 года. Каким был спрос на новостройки, что будет с активностью покупателей дальше, ждать ли снижения цен? Об этом и многом другом Новострой-М рассказал Игорь Сибренков, коммерческий директор ГК «Основа».  – С...
20 марта 8534
«Угрозы затоваривания сейчас нет, а самые ликвидные проекты дорожают опережающими темпами»
Как обстоят дела с продажами в премиальном сегменте новостроек к концу I квартала 2024 года, чего ждут покупатели от таких проектов, что будет с ценами в ближайшее время? Об этом и многом другом Новострой-М поговорил со Светланой Бардиной, директором департамента продаж...
15 марта 7760
«Граждане должны получить реальный инструмент улучшения жилищных условий»
Михаил Хорьков, автор телеграм-канала Reburg, руководитель комитета по аналитике РГУД проанализировал рынок жилья России и демографические тенденции, заметив, что их связывают не только естественные процессы, но и государственная политика. 2024 год объявлен Годом семьи,...
13 марта 6347
«Покупайте с сердцем, а то проиграете»
О том, каким стало начало 2024 года для рынка новостроек, как изменился спрос и почему сегодня особенно важны эмоциональные покупки, Новострой-М рассказала Олеся Ткаченко, директор по маркетингу и рекламе компании «Мангазея». - С чем рынок недвижимости вступил...
22 февраля 7526
«Рынок недвижимости явно сейчас не на подъёме, но и падать пока не собирается»
Последнее решение ЦБ для Новострой-М прокомментировал Денис Бобков, генеральный директор fналитической и консалтинговой компании «Недвижимость-Профи». – Сегодня, 16 февраля 2024 года, вопреки традиции последних пяти заседаний, ключевая ставка...
16 февраля 5366
Популярно на Новострой-М
Посмотреть все спецпредложения

Скидки и спецпредложения от застройщиков